Чем увеличивается мощность вентилятора печки салона авто
Перейти к содержимому

Чем увеличивается мощность вентилятора печки салона авто

  • автор:

Как увеличить мощность вентилятора печки

Вентилятор печки играет важную роль в обеспечении комфортной температуры в автомобиле во время холодных зимних дней. Однако, по мере старения автомобиля, мощность вентилятора может снижаться, что приводит к недостаточному обогреву салона водителя и пассажиров. Необходимость увеличения мощности вентилятора печки может возникнуть также при установке дополнительного обогревателя или при модернизации существующей системы.

Существует несколько эффективных методов и советов, которые помогут увеличить мощность вентилятора печки и обеспечат быстрый и равномерный приток тепла в салон автомобиля. Первым и самым простым способом является замена старого вентилятора на более мощный или на модель с большим диаметром лопастей. Это позволит увеличить скорость и объем воздушного потока.

Однако, простая замена вентилятора может быть недостаточной. Для более эффективного увеличения мощности вентилятора рекомендуется проверить и очистить систему охлаждения двигателя. Засорения и загрязнения системы охлаждения могут снижать эффективность работы вентилятора печки. Также важно обратить внимание на состояние радиатора и термостата — неисправности этих элементов могут негативно сказаться на мощности и работе вентилятора.

Мощность вентилятора печки: эффективные способы и рекомендации

Вентилятор печки играет важную роль в обеспечении комфортной температуры и циркуляции воздуха в салоне автомобиля. Если вентилятор работает с недостаточной мощностью, то это может привести к неудовлетворительному обогреву или охлаждению, особенно в экстремальные погодные условия.

Существует несколько эффективных способов увеличить мощность вентилятора печки:

1. Установка более мощного вентилятора

Если текущий вентилятор не справляется с задачей, можно рассмотреть возможность замены на более мощную модель. При выборе нового вентилятора учитывайте совместимость с вашим автомобилем и дополнительные требования по мощности.

2. Очистка вентиляционной системы

Пыль, грязь и другие загрязнения могут накапливаться в вентиляционной системе и препятствовать нормальной работе вентилятора. Регулярная очистка системы поможет улучшить циркуляцию воздуха и повысить мощность работы вентилятора.

3. Проверка и замена фильтра воздуха

Загрязненный фильтр воздуха может ограничивать приток свежего воздуха в салон автомобиля, что снижает эффективность работы вентилятора. Регулярная проверка и замена фильтра воздуха поможет улучшить циркуляцию воздуха и повысить мощность работы вентилятора печки.

4. Проверка и замена резистора вентилятора

Резистор вентилятора является частью системы управления скоростью вентилятора. Если резистор поврежден или неисправен, то может возникнуть проблема с низкой мощностью вентилятора. Проверьте состояние резистора и при необходимости замените его.

5. Проверка и замена проводки

Плохое состояние проводки или перегорание предохранителей может привести к снижению мощности вентилятора. Проверьте состояние проводки и при необходимости замените поврежденные участки.

При выполнении любых работ, связанных с увеличением мощности вентилятора печки, рекомендуется обращаться к специалистам или следовать руководствам производителя. Это поможет избежать нежелательных повреждений и обеспечит правильное функционирование вентиляционной системы автомобиля.

Проверка состояния вентилятора

Перед тем как приступить к увеличению мощности вентилятора печки, необходимо убедиться, что сам вентилятор находится в хорошем состоянии. Ниже представлены несколько методов проверки его работы:

  1. Визуальный осмотр: Откройте капот и внимательно осмотрите вентилятор. Убедитесь, что лопасти не повреждены или обломаны. Также проверьте, нет ли на них накопления пыли или других материалов, которые могут замедлить вращение вентилятора.
  2. Проверка подачи электричества: Проверьте, получает ли вентилятор подачу электричества. Для этого можно использовать вольтметр или просто проверить, есть ли напряжение на проводах, подключенных к вентилятору.
  3. Тестирование скорости вращения: Включите печку и наблюдайте за скоростью вращения вентилятора. Если он вращается медленно или с трудом, это может указывать на неисправность мотора или проблемы со смазкой.
  4. Проверка работы термостата: Убедитесь, что термостат, регулирующий скорость работы вентилятора, функционирует должным образом. Проверьте, правильно ли он реагирует на изменение температуры в салоне автомобиля.
  5. Проверка наличия шумов: Включите печку и прослушайте вентилятор на наличие необычных шумов, скрипов или стуков. Это могут быть признаки поломки подшипников или других деталей.

Если в результате проверки были обнаружены какие-либо неисправности, рекомендуется заменить вентилятор или провести его обслуживание. Только после этого можно приступать к увеличению его мощности.

Очистка вентилятора от загрязнений

Прежде чем приступить к очистке вентилятора, необходимо отключить его от питания. Для этого следует найти соответствующую кнопку на панели управления печки или обесточить ее в целом. Затем следует найти доступ к самому вентилятору, что может потребовать снятия крышки или других элементов печки.

После доступа к вентилятору можно приступить к его очистке. Необходимо использовать щетку или пылесос с мягкой насадкой, чтобы аккуратно удалить пыль и грязь. Важно быть осторожным при очистке лопастей вентилятора, чтобы не повредить их. Для удаления более упорных загрязнений можно использовать влажную тряпку или специальный очиститель.

По завершении очистки следует убедиться, что вентилятор полностью высох и лишняя влага не попала в его механизмы. Затем можно вернуть все элементы обратно на свои места и подключить печку к питанию.

Очистка вентилятора от загрязнений рекомендуется проводить регулярно, в зависимости от интенсивности использования печки. Это поможет сохранить его мощность на высоком уровне и обеспечить более эффективное функционирование всей системы отопления автомобиля.

Установка мощного вентилятора

1. Выбор подходящего вентилятора: Перед покупкой вентилятора, необходимо определить мощность печки, чтобы выбрать подходящую модель. Учтите, что чем мощнее вентилятор, тем больше энергии он потребляет.

2. Отключите питание: Прежде чем начать устанавливать новый вентилятор, убедитесь, что питание печки отключено.

3. Отсоедините старый вентилятор: С помощью отвертки или другого инструмента отсоедините провода, которые подключены к старому вентилятору. Затем удалите старый вентилятор из системы.

4. Установите новый вентилятор: Новый вентилятор должен быть установлен на том же месте, где находился старый. Подсоедините провода к новому вентилятору в соответствии с инструкциями производителя.

5. Проверьте работу: Включите питание и проверьте работу нового вентилятора. Убедитесь, что он работает корректно и не производит неприятных звуков.

6. При необходимости выполните дополнительные настройки: Если вы заметили, что новый вентилятор не улучшил мощность печки достаточно, возможно, потребуется выполнить дополнительные настройки или установить другое оборудование, такое как регулятор скорости вращения или улучшенная система охлаждения.

Следуя этим шагам, вы сможете установить мощный вентилятор в свою печку и повысить ее эффективность.

Настройка скорости вращения вентилятора

Настройка скорости вращения вентилятора печки может быть полезной для достижения оптимальных условий комфортного и эффективного отопления. Следующие методы позволят вам изменить скорость вращения вентилятора:

  1. Использование регулятора скорости: Установка регулятора скорости является одним из самых простых методов для изменения скорости вращения вентилятора. Регулятор подключается к электрической цепи вентилятора и позволяет изменять напряжение на вентиляторе, что в свою очередь изменяет его скорость вращения.
  2. Установка резистора: Другой способ настройки скорости вращения вентилятора — это установка резистора в электрической цепи вентилятора. Резистор ограничивает электрический ток, проходящий через вентилятор, и, следовательно, уменьшает его скорость вращения.
  3. Использование программного обеспечения: В некоторых случаях можно использовать специальное программное обеспечение для настройки скорости вращения вентилятора. Это может быть полезно, если вентилятор управляется компьютером или другим электронным устройством. Программное обеспечение позволяет изменять настройки вентилятора и оптимизировать его работу под ваши нужды.

Перед настройкой скорости вращения вентилятора, обязательно ознакомьтесь с инструкцией от производителя и проконсультируйтесь с квалифицированным специалистом, если вы не уверены в своих навыках или опыте работы с электрическими устройствами.

Применение дополнительных вентиляционных элементов

При увеличении мощности вентилятора печки, можно также воспользоваться дополнительными вентиляционными элементами, чтобы обеспечить лучшую циркуляцию воздуха и улучшить эффективность отопления.

Одним из самых популярных дополнительных элементов является вентиляционный канал или труба. Вентиляционные каналы устанавливаются между вентиляционным отверстием печки и воздухозаборником в салоне автомобиля. Такой канал позволяет увеличить приток свежего воздуха и быстрее распределить его по всему салону.

Также можно установить дополнительные приточные или вытяжные вентиляционные отверстия в салоне автомобиля. Приточные отверстия позволят усилить приток свежего воздуха, а вытяжные отверстия помогут быстрее удалить выделяющиеся запахи и лишнюю влагу.

Еще одним важным элементом является фильтр воздуха. Фильтр не только защищает вентиляционную систему от попадания пыли и грязи, но и способствует лучшей циркуляции воздуха. Оптимальное функционирование фильтра обеспечит чистый и свежий воздух в салоне.

Для улучшения общей эффективности системы отопления, также можно применить дополнительные элементы управления и регулировки вентилятором. Регуляторы скорости вентилятора и осевые вентиляторы помогут лучше контролировать обороты и направление потока воздуха.

Помните, что применение дополнительных вентиляционных элементов должно быть осуществлено с учетом требований и характеристик вашего автомобиля. Важно правильно подобрать и установить дополнительные элементы, чтобы достичь оптимальной циркуляции воздуха и повысить мощность вентилятора печки.

Устройство и принцип работы печки автомобиля

Устройство и принцип работы печки автомобиля

Неопытные автовладельцы не всегда понимают, от чего работает печка в машине и каким образом она получает тепловую энергию, с помощью которой затем нагревает салон. Понимание процесса образования тепловой энергии в отопителе автомобиля важен не только в качестве теории, но и практически, ведь без такой информации водитель не сможет правильно использовать обогреватель салона.

Неопытные автовладельцы не всегда понимают, от чего работает печка в машине и каким образом она получает тепловую энергию, с помощью которой затем нагревает салон. Понимание процесса образования тепловой энергии в отопителе автомобиля важен не только в качестве теории, но и практически, ведь без такой информации водитель не сможет правильно использовать обогреватель салона.

Для чего нужна печка

За этим агрегатом закрепилось несколько названий:

  • печка;
  • отопитель;
  • обогреватель.

Все они описывают его суть – устройство предназначено для обогрева салона, чтобы даже во время лютых моторов внутри авто было тепло и уютно. Кроме того, отопитель горячим воздухом обдувает лобовое стекло, благодаря чему на нем тают снег и наледь.

Как работает система обогрева салона

Печка является частью системы охлаждения двигателя, поэтому для понимания принципов ее работы сначала необходимо разобраться в том, откуда в моторе берется тепловая энергия и почему его важно охлаждать. Современные автомобили, не считая электромобилей, оснащены моторами, которые работают за счет расширения газов во время сжигания топливовоздушной смеси (бензин, дизель или газ плюс воздух), поэтому такие силовые агрегаты называются «двигателями внутреннего сгорания» или ДВС.

Температура внутри цилиндров во время рабочего такта достигает двух тысяч градусов по Цельсию, что заметно выше температуры плавления не только алюминия, из которого сделана головка блока цилиндров (ГБЦ), но и чугунного блока цилиндров (БЦ).

Откуда берется избыток тепла

После окончания рабочего такта начинается такт выпуска, когда раскаленные газы выходят из двигателя и поступают в катализатор, где происходит дожиг углеводородов и угарного газа, поэтому коллектор нередко нагревается до уровня 600–900 градусов. Тем не менее, за время рабочего такта горящая смесь бензина и воздуха успевает передать часть тепловой энергии БЦ и ГБЦ, а учитывая, что скорость вращения вала даже устаревших дизельных моторов на холостых оборотах составляет 550 оборотов в минуту, за секунду рабочий такт проходит в каждом цилиндре 1–2 раза. По мере роста нагрузки на автомобиль водитель все сильней жмет на газ, из-за чего увеличивается:

  • количество топливовоздушной смеси;
  • температура во время рабочего такта;
  • количество тактов за секунду.

То есть увеличение нагрузки приводит к росту выделяемой тепловой энергии и нагреву всех деталей двигателя. Учитывая, что многие элементы силовой установки изготовлены из алюминия, такой нагрев для них недопустим, поэтому избыток тепла отводят с помощью системы охлаждения. Оптимальная температура двигателя во время работы составляет 95–105 градусов Цельсия, именно под нее рассчитаны все тепловые зазоры двигателя, а значит, износ деталей при такой температуре минимален. Понимание принципа получения избыточной тепловой энергии необходимо для ответа на вопрос – от чего работает печка в машине.

Устройство и принцип работы печки автомобиля

Нагревание двигателя автомобиля

Чтобы нормально заводить машину зимой, к штатной системе охлаждения подключают автономный (работающий от штатного топлива и аккумулятора) или сетевой предпусковой подогреватель, который нагревает теплоноситель до температуры 70 градусов. Такое устройство позволяет запускать печку до включения двигателя, ведь в состав предпускового подогревателя входит дополнительный насос, обеспечивающий циркуляцию антифриза (охлаждающей жидкости, ОЖ). Без этого устройства холодный пуск силового агрегата негативно влияет на состояние двигателя, ведь вязкое масло не обеспечивает эффективной смазки трущихся поверхностей.

Куда сбрасывают излишки тепла

Чтобы обеспечить такой режим, избыток тепловой энергии необходимо куда-то сбросить. В схеме системы охлаждения для этого предназначены два отдельных круга циркуляции антифриза, каждый со своим радиатором (теплообменником):

  • салонный (печки);
  • основной (двигателя).

Теплоизлучающая способность салонного радиатора в десятки раз меньше, чем основного, поэтому он оказывает на температурный режим двигателя минимальное влияние, зато его производительности хватает для обогрева внутреннего пространства автомобиля. По мере прогрева мотора возрастает его температура, поэтому сразу после того, как водитель завел машину, через радиатор отопителя салона проходит холодный антифриз, который постепенно нагревается. Поэтому, когда стрелка термометра сдвигается с мертвой зоны, из дефлекторов, при включенной печке, начинает дуть теплый воздух.

Естественной циркуляции ОЖ по системе охлаждения недостаточно, поэтому ее принудительно перекачивает водяной насос (помпа), который ремнем соединен с распределительным или коленчатым валом. Нередко один ремень приводит в действие помпу, генератор и насос гидроусилителя руля (ГУР). Поэтому скорость движения жидкости напрямую зависит от оборотов двигателя, на холостом ходу циркуляция минимальна, хотя параметры системы охлаждения подобраны так, чтобы исключить перегрев мотора. Но, в машинах с уставшим силовым агрегатом и забитой системой охлаждения, двигатель на холостых часто перегревается.

Пока температура теплоносителя ниже уровня открытия термостата (80–95 градусов), циркуляция жидкости идет только по малому кругу, это снижает теплопотери, а такой режим работы называется прогревом. После достижения установленной температуры термостат открывается и начинается циркуляция по большому кругу, благодаря чему возрастают теплопотери и избыток тепла уходит в атмосферу.

Когда температура двигателя достигает отметки 95–100 градусов, включается вентилятор, который резко увеличивает эффективность охлаждения силового агрегата, позволяя ему максимально эффективно работать. Такая схема надежно защищает мотор, но, никак не влияет на функционирование печки, ведь температура антифриза, проходящего через нее, поддерживается на одном уровне, а тепловыделения мотора достаточно даже при максимальном обдуве салонного радиатора.

Как печка обогревает салон

Из-за небольших размеров и удаления от салона теплообменник отопителя не может напрямую обогревать внутреннее пространство автомобиля, поэтому в качестве теплоносителя используют внутрисалонный или забортный воздух. Поэтому печка – это сложное устройство, которое состоит из следующих элементов:

  • вентилятора;
  • салонного фильтра;
  • радиатора;
  • корпуса с каналами;
  • заслонок;
  • воздуховодов, транспортирующих нагретый воздух в разные части салона;
  • дефлекторов, выпускающих нагретый воздух в салон;
  • элементов управления

На легковушки устанавливают 2 типа вентиляторов:

  • центробежные;
  • пропеллерные.

Первые представляют собой корпус «улитку», внутри которой электромотор вращает оснащенное лопастями колесо. Во время вращения колесо закручивает воздух, из-за чего возникает центробежное ускорение, заставляющее его искать выход из «улитки». Таким выходом становится небольшое окошко, через которое он проходит с определенной скоростью. Чем быстрей вращается колесо, с тем сильней дует вентилятор.

Устройство и принцип работы печки автомобиля

Вентилятор печки авто

Второй тип вентилятора – это электрический моторчик с закрепленным на его валу пропеллером (крыльчаткой). Изогнутые под определенным углом крылья пропеллера во время движения выдавливают воздух. Такие вентиляторы дешевле в изготовлении, а также занимают меньше места, но менее эффективны, поэтому их ставили лишь на устаревшие модели бюджетных машин, например, все классическое семейство автомобилей «ВАЗ», то есть легендарные «Жигули».

Салонный фильтр

Печка засасывает воздух из нижней части подкапотного пространства, поэтому высока вероятность попадания в воздухозаборник мелких камней и другого мусора, который может повредить вентилятор или радиатор. Фильтрующий элемент изготавливают в виде съемного картриджа, а воздух очищает сложенный в гармошку нетканый синтетический материал с антибактериальной пропиткой.

Устройство и принцип работы печки автомобиля

Наиболее качественные и дорогие фильтры оснащают дополнительной секцией, заполненной активированным углем, благодаря чему они очищают входящий воздух даже от неприятного запаха.

Радиатор

Теплообменник является основным элементом отопителя, ведь именно он передает тепловую энергию от двигателя воздушному потоку, проходящему через него. Он представляет собой несколько трубок, проходящих через решетку из металла с высокой теплопроводностью, обычно алюминия или меди. Решетка, состоящая из отдельных пластинок-ребер расположена так, чтобы оказывать минимальное сопротивление проходящему через них воздушному потоку, но при этом максимально нагревать его, поэтому чем больше размер теплообменника, тем большее количество воздуха он может нагреть за единицу времени до заданной температуры. Эту деталь выпускают в двух основных вариантах:

  • изогнутая змейкой труба, проходящая через ребра – такая конструкция максимально дешева в производстве и очень ремонтопригодна, но ее КПД невысок;
  • два бачка (коллектора) соединенные тонкими трубками, проходящими через решетку, такая конструкция заметно дороже в производстве и сложней в ремонте, зато ее КПД гораздо выше

Устройство и принцип работы печки автомобиля

Радиатор печки машины

Недорогие модели изготавливают из стали и алюминия, более качественные делают из меди.

Корпус с каналами

От вентилятора через корпус проходят 2 канала, в одном расположен радиатор, второй обходит теплообменник стороной. Такая конфигурация позволяет регулировать температуру поступающего в салон воздуха от уличной, до максимально горячей. Направляет воздушный поток заслонка, расположенная на стыке каналов. Когда она находится посередине, воздушный поток поступает в оба канала с примерно одинаковой скоростью, смещение в любую сторону приводит к закрытию соответствующего канала и полному открытию другого.

Заслонки

В автомобильном отопителе установлены 3 заслонки:

  • первая открывает и закрывает воздуховоды, через которые воздушный поток поступает к радиатору, именно от нее зависит, откуда отопитель будет засасывать воздух, с улицы или из салона;
  • вторая управляет подачей воздуха к радиатору, а значит, регулирует его температуру на выходе;
  • третья распределяет поступление воздушного потока к различным дефлекторам, позволяя обогревать как весь салон, так и только отдельные его части.

Устройство и принцип работы печки автомобиля

Заслонка печки авто

В бюджетных авто рычажки и ручки управления этими заслонками выведены на консоль передней панели, на более дорогих машинах их работой управляет микроконтроллер климатической установки.

Воздуховоды

В зависимости от модели и конфигурации машины воздуховоды прокладывают как под передней панелью, так и под полом, а их выходы располагаются в различных местах салона. Наиболее популярными являются местами выхода воздуха являются пространства под передними и задними сиденьями, ведь такое расположение идеально подходит для обогрева не только верхней, но и нижней части салона, а значит, ног водителя и пассажиров.

Дефлекторы

Эти элементы выполняют 2 важные задачи:

  • рассекают поток воздуха на несколько меньших потоков, чтобы снизить скорость движения при сохранении общего объема подачи;
  • защищают воздуховоды от попадания в них грязи.

Устройство и принцип работы печки автомобиля

Дефлектор печки авто

К примеру, дефлекторы на «торпеде», то есть передней панели, можно поворачивать, меняя таким образом направление движения воздуха, поступающего из них. Эта функция особенно полезна, если замерзло лицо и поворот дефлектора направляет на него горячий воздушный поток.

Читайте также: Дополнительный отопитель в салоне автомобиля: что это, зачем нужен, устройство, как работает

Элементы управления

В любом авто элементы управления печкой вынесены на переднюю панель или ее консоль, однако способ их воздействия на заслонки различен. В максимально недорогих моделях без кондиционера или системы климат-контроля, заслонками управляют тяги, присоединенные к выведенным наружу рычагам. В более дорогих и престижных моделях, а также топовых комплектациях всем управляет электроника, которая получает сигналы от выведенных на переднюю панель кнопок и потенциометров, а также от бортового компьютера или блока управления климатической установкой.

Заключение

Обогреватель салона – это не отдельное устройство, а сложная система, соединенная с двигателем автомобиля и бортовой электропроводкой, а источником тепла для нее является сгорающее в цилиндрах топливо. Поэтому ответ на вопрос – от чего работает печка в машине, очевиден, ведь именно двигатель внутреннего сгорания является настоящей «грелкой» водителя и пассажиров, а остальные элементы лишь передают им тепло, нагревая входящий воздух и распределяя его по салону. Вне зависимости от того, какая у вас машина – «Таврия», «УАЗ» или современная иномарка, обогрев салона всегда работает по этому принципу.

Как устроена печка в автомобиле

Система отопления автомобиля у многих моделей устроена и работает по схожему принципу. Понимание принципа включения и регулировки скорости работы вентилятора отопителя салона очень будут кстати при самостоятельных поисках неисправности (к примеру, если у вас перестал работать вентилятор печки).

Общая схема циркуляции воздуха

Забор воздуха в салон автомобиля осуществляется вентилятором, который может быть установлен в салоне либо за моторным щитом. Над электродвигателем располагается фильтр салона. При необходимости подогрева воздушный поток проходит через радиатор отопителя. Радиатор печки соединен с системой охлаждения автомобиля, поэтому при нагреве двигателя циркулирующая жидкость из системы охлаждения двигателя нагревает соты радиатора печки. Поэтому, проходя через соты, поток воздуха также становится теплым.

Когда в подогреве необходимости нет, заборный и очищенный фильтром воздух подается в салон напрямую из окружающей среды. Если автомобиль оборудован кондиционером, в режиме охлаждения перед попаданием в салон поток проходит испаритель, после чего холодный воздух направляется в дефлекторы (более подробно о принципе работы системы кондиционирования).

Воздушные заслонки

Перенаправление воздушных потоков для регулирования температуры осуществляется специальной заслонкой. Виды управления заслонкой:

  • механическое. Привод заслонки посредством тяг и тросов соединяется напрямую с переключателем в салоне. В таком случае водитель, перемещая регулятор, вручную дозирует температуру поступающего воздуха;
  • электронное. Заслонка оборудована сервоприводом. Электромотор изменяет положение заслонки, получая команды от блока управления. Такая схема применяется на автомобилях с климатическими установками. Водителю достаточно задать в бортовом компьютере желаемую температуру в салоне, после чего электронный блок управления, ориентируясь на температурные датчики, будет управлять сервоприводом воздушной заслонки.

От вентилятора печки в салон уходят каналы, по которым воздух может подаваться на лобовое стекло, в ноги либо через центральные дефлекторы. В зависимости от схемы работы, режимы могут быть как комбинированными, так и единичными, когда весь заборный воздух подается только в одну зону. Переключение режимов может осуществляться механически либо с помощью сервопривода и блока управления. Механический способ предполагает прямое соединение воздушных заслонок с переключателем на торпеде. Электропривод заслонок позволяется управлять ими нажатием клавиши, а также реализовать автоматическое управление электронным блоком системы кондиционирования салона.

Рециркуляция

В режиме рециркуляции закрывается основная воздушная заслонка, после чего вентилятор печки начинает забирать воздух из салона. Подобный режим работы позволяет заблокировать доступ неприятных запахов и загрязненного воздуха с улицы, если вы, к примеру, едете за автомобилем по пыльной гравийной дороге.

Зимой режим рециркуляции позволяет быстрее прогревать салон автомобиля, так как через радиатор отопителя проходит не морозный, а уже салонный теплый воздух. Соответственно, летом рециркуляция упрощает кондиционеру процесс охлаждения.

Виды привода рециркуляции:

  • механический (описан выше);
  • вакуумным. Заслонка соединена с вакуумной системой тормозов. При нажатии кнопки заслонка перемещается за счет вакуума и остается в закрытом положении до следующего нажатия кнопки;
  • с помощью сервопривода. На некоторых автомобилях блок управления, ориентируясь на показания газоанализатора, может автоматически включать рециркуляцию при обнаружении высокого уровня концентрации выхлопных газов в заборном воздухе.

Как работает вентилятор печки

Вентилятор системы обогрева салона автомобиля представляет собой обычный двигатель переменного тока. Это может быть как простейший осевой вентилятор, так и диаметральный вариант, который чаще всего устанавливается на современных автомобилях. Устройство внутренней части вентилятора печки ничем не отличается от устройства обычного электродвигателя переменного тока с возбуждением от постоянных магнитов.

Больший интерес для нас представляет работа электродвигателя на разных скоростях. Реализуется эта возможность включением в схему дополнительного сопротивления. Резисторы увеличивают сопротивление, что приводит к уменьшению протекающей в цепи силы тока. Следовательно, вентилятор начинает вращаться медленней. Номинал резистора определяет, насколько сильным будет падение тока в цепи. Последняя скорость вентилятора является прямой, поскольку в цепь не включено сопротивление. Это позволяет вентилятору отопителя оставаться работоспособным, даже если сопротивление вышло из строя.

Схема подключения

На рисунке показана простейшая принципиальная схема подключения вентилятора печки. Когда плюсовой вывод переключателя, защищенный предохранителем, замкнут с контактом H, ток протекает к электродвигателю напрямую, заставляя его вращаться с максимальной скоростью. Когда же плюсовой контакт замкнут с контактом V, ток течет через сопротивление, что снижает скорость вращения вентилятора.
Электродвигатель отопителя моделей ВАЗ 2108, 21099 имеет уже 3 скорости вентилятора. Когда плюсовой вывод переключателя режимов замкнут на 1 контакт, в цепь включены последовательно 2 сопротивления, поэтому скорость вращения электродвигателя будет минимальной. При подаче питания на второй контакт переключателя режимов ток будет протекать через один резистор, что будет соответствовать средней скорости вращения. Соответственно, 3 контакт предназначен для подачи питания в обход дополнительного резистора и соответствует самой быстрой скорости вращения.

Именно такой принцип включения электродвигателя отопителя на большинстве автомобилей. Для лучшего понимания схемы предлагаем посмотреть видео.

Система автоматизированного управления

На схеме мы все так же видим дополнительный резистор, вот только теперь все команды передаются электровентилятору не напрямую от ручки переключения скоростей, а через блок управления системой отопления (№3). Также блок управляет электромагнитным клапаном рециркуляции салона и микромоторедуктором привода заслонки. В данной схеме используется лишь один датчик температуры в салоне, но в более продвинутых вариантах присутствуют также датчики температуры заборного воздуха, а также датчики, измеряющие в нескольких точках температуру подаваемого в салон воздуха.

Наличие печки в любом автомобиле является обязательным, особенно, если речь идет о транспортных средствах, использующихся на территории стран бывшего СССР. Если в жару работоспособность отопительной системы не так важна, то с приходом холодов без печки использовать авто практически невозможно. Какие функции выполняет в системе отопителя радиатор, какие неисправности характерны для печки и как их устранить — ответы вы найдете в этой статье.

Особенности устройства печки

В зависимости от модели транспортного средства, конструкция системы отопления может быть разной.

Типичная печка, в целом, имеет сравнительно простое устройство:

  • радиаторное устройство, которое соединено с охладительной системой;
  • вентилятор печки, предназначенный для обдува радиаторного узла;
  • резистор вентилятора;
  • насос печки;
  • системы патрубков и воздуходувов, которые используются для подачи прогретого воздушного потока в салон авто;
  • крана отопителя;
  • мотора отопительной системы, выполняющего функцию запуска узла;
  • блока управления отопителем, расположенного на центральной консоли авто в салоне и предназначенного для управления регулировкой режимов работы.

Практически все элементы системы, в том числе электрокран и двигатель печки, обычно располагаются под центральной консолью салона транспортного средства. В некоторых авто часть составляющих узлов находится в подкапотном пространстве.

Принцип работы

К радиаторному устройству подключены два патрубка, по которым в него поступает расходный материал — антифриз. Вещество циркулирует по системам отопления, а также охлаждения мотора при помощи насосного устройства. После того, как мотор прогревается до рабочей температуры, происходит обмен теплом — хладагент охлаждает силовой агрегат, забирая у него тепло, после чего горячая охлаждающая жидкость поступает в радиаторный узел.

Последний разогревается по принципу нагрева обычной бытовой батареи, после чего вентилирующее устройство передает холодный воздушный поток через него. В результате опять осуществляется теплообмен — радиаторный узел передает тепло воздушному потоку, который, в свою очередь, охлаждает устройство (автор видео — Олег Краснощеков).

В итоге теплый воздушный поток поступает в салон автомобиля, а охлажденный хладагент вновь поступает в силовой агрегат и производит его охлаждение. Данный вариант отопительной системы считается одним из наиболее распространенных, а также эффективных. Чтобы в период холодов автомобильный салон должны образом прогревался, из отопителя должен выходить воздушный поток температурной примерно 30 градусов. Мощность работы печки, а также направление воздуха — на ноги, в лицо, на лобовое и боковые стекла — водитель может регулировать с помощью управляющего модуля, расположенного на торпеде. Если вы не будете пускать обдув на лобовое стекло, то оно начнет запотевать, при этом в салон может попадать грязь извне.

Сама по себе печка представляет собой дополнительный радиаторный узел. В том случае, если мотор машины не прогрет до необходимой температуры, то при активации отопителя будет осуществляться дополнительное охлаждение. В результате это приведет к образованию коррозийных процессов на корпусе радиаторного механизма, а силовой агрегат придется прогревать дольше. Помимо этого, возрастет и влажность воздуха, что приведет к запотеванию стекол. Именно поэтому отопительная система должна включаться только тогда, когда двигатель прогреется не менее, чем до 50 градусов, а лучше — до рабочей температуры, то есть примерно до 90 градусов (автор видео — канал Автоэлектрика ВЧ).

Возможные неисправности

Для диагностики отопителя следует просто включить агрегат и оценить — эффективно ли он работает или нет. Если эффективность работы снижена либо же в салоне авто появились следы подтеков охлаждающей жидкости, то узел нуждается в более тщательной диагностике и ремонте.

Какие неисправности характерны для отопителя:

  1. Выход из строя управляющего модуля, расположенного на торпеде. Возможно, произошло механическое повреждение элементов управления, в результате чего отопитель не может работать в разных режимах.
  2. Вышел из строя радиатор отопителя салона. При поломке этот узел, как правило, начинает течь, что способствует образованию лужи в салоне авто, под передними ковриками (обычно под пассажирским).
  3. Потек электрический или механический краник отопителя. Эта неисправность также способствует утечке рабочей жидкости, проблема решается путем замены детали.
  4. Выход из строя электродвигателя. Если моторчик по каким-то причинам ломается, то, как можно понять, работа устройства будет невозможной. Как правило, электромотор ремонту не подлежит, поэтому его нужно менять в сборе.
  5. Выход из строя температурного контроллера, который, как правило, расположен в салоне. Этот датчик необходим для автоматической активации отопительного устройства.
  6. Еще одной причиной, по которой узел будет работать не эффективно, является утечка охлаждающей жидкости. Если утечка не связана с поломкой радиатор или крана, то скорей всего, причиной являются изношенные шланги. Перед добавлением антифриза следует заменить износившиеся патрубки.

Фотогалерея «Основные неисправности»

Особенности эксплуатации и ремонта печки

Поскольку основным элементом любого отопительного узла является электромотор, предлагаем ознакомиться с процессом его замены на примере автомобиля ВАЗ 2110.

Как поменять электродвигатель своими руками:

  1. В первую очередь следует снять щетки стеклоочистителя, затем произвести демонтаж жабо.
  2. Само жабо следует отодвинуть в сторону, а затем, используя отвертку с крестовым наконечником, открутить три самореза.
  3. Сделав это, вы можете отсоединить провода от имеющего электродвигателя.
  4. Теперь вам остается только извлечь из посадочного места старый моторедуктор и произвести его замену на новое устройство. Дальнейшая сборка осуществляется в обратной последовательности.

Что касается основных особенностей эксплуатации, то для того, чтобы не допустить поломок в работе отопителя, рекомендуем руководствоваться следующими правилами:

  1. Если ваше транспортное средство оснащено кондиционером, то лучше всего его включать в сырую погоду, поскольку кондер позволяет убрать влагу из салона.
  2. Никогда и ничем не заграждайте воздуходувы, через которые подается воздушный поток в салон, в частности, речь идет о соплах, которые расположены в нижней части и используются для обдува ног.
  3. В холодное время года стекла транспортного средства должны быть тщательно очищены от влаги, а также загрязнений.
  4. Кроме того, в период морозов специалисты рекомендуют использовать два положения регулировки печки. Если нужно быстро осушить лобовое стекло, то включается конкретно обдув стекла. А когда вы начинаете движение, то лучше всего активировать режим обдува ног.

Видео «Меняем радиатор»

Инструкция по замене приведена ниже (автор — канал Ремонт Двигателя! И интересное!).

Печка салона выполняет несколько функций: в первую очередь греет и осуществляет вентиляцию салона, а так же охлаждает двигатель. Предназначена, для более комфортных условий пребывания в салоне, как водителя, так и его пассажиров, что особенно важно в зимнее время. Так как неисправности печки могут принести не только дискомфорт (мягко говоря), но и нарушение системы охлаждения двигателя в целом. И чтобы уметь устранять все поломки связанные с отопителем, нужно хорошо знать устройство печки автомобиля и разбираться с принципом работы, а также предназначением конкретных деталей системы.

Система отопления и вентиляции состоит из:

  1. Радиатора.
  2. Вентилятора печки.
  3. Датчика температуры.
  4. Воздухораспределителя.
  5. Воздуховодов.
  6. Дефлекторов.

Устройство печки (основные элементы отопителя)

Система отопления и вентиляции состоит из:

  1. Радиатора.
  2. Вентилятора печки.
  3. Датчика температуры.
  4. Воздухораспределителя.
  5. Воздуховодов.
  6. Дефлекторов.

Устройство печки (основные элементы отопителя)

1 — салонный фильтр; 2 — корпус; 3 —моторчик управления заслонками (микро-редуктор); 4 — радиатор печки; 5 —резистор мотора печки; 6 — вентилятор.

Устройство печки автомобиля аналогично тому, как и устроен радиатор охлаждения двигателя.

То есть печка состоит из алюминиевого или медного радиатора, расширительными бачками и патрубками, по которым происходит подвод и оттек охлаждающей жидкости.

Радиатор печки состоит из сплюснутых трубок, по которым идет жидкость (дистиллированная вода, тосол антифриз), а между ними находятся тонкие пластины, предназначены, для увеличения площади теплоотдачи.

К элементам автомобильной печки также можно отнести вентилятор радиатора, прогоняющий воздух и охлаждающий ОЖ в радиаторе, и патрубки, по которым распределяется воздух по салону.

Отопитель салона автомобиля в целом

1 — микро-редуктор заслонок; 2 — заслонка; 3 —резистор моторчика печки; 4 — шланг обдува вентилятора; 5 — моторчик печки; 6 — крышка салонного фильтра.

Теплый воздух от радиатора печки, при помощи вентилятора проходит в корпус распределителя, и по каналам воздуховода направляется в соответствующие места. А именно воздух поступает к дефлекторам для обдува стёкол (переднего и бокового), на решетки в передней панели расположенных по центру и по бокам, а еще в ноги водителя и пассажира.

В конструкцию печки входит радиатор, патрубки системы охлаждения, регулятор потока, воздуховоды и заслонки системы отопления, а так же вентилятор для подачи горячего воздуха. Такие узлы в системе охлаждения присутствуют на автомобилях любых марок, будь то устройство печки ВАЗ 2110 или Тойота. По этому зная досконально устройство системы отопления в автомобиле хотя бы одной марки, вы сможете справится с ремонтом отопителя и на другом автомобиле. Хотя конечно же существуют некоторые нюансы касающиеся регулировкой климат-контроля на современных автомобилях, где происходит электрическое управление.

Похожие записи:

  1. Из под крышки расширительного бачка вытекает антифриз
  2. Как заделать дырку в крыле автомобиля
  3. Как отключить i stop mazda cx 5
  4. Как перевести тосол из кг в литры
  5. Как подключиться к магнитоле пионер по блютузу

Плохо греет печка в салоне автомобиля. Что делать?

Мы настолько привыкли к этому устройству в автомобиле, что его поломка может расстроить каждого водителя, особенно в прохладное время года. Речь идет об обогревателе салона, которого в народе еще называют “печкой”. Чаще всего печка или вообще перестает дуть, или начинает наполнять салон воздухом вовсе не той температуры, что нужно. Этот вопрос особенно актуальный в осенне-зимний сезон, когда на обогреватель в машине больше всего надеешься. Правильное функционирование влияет не только на комфорт, но и на безопасность, ведь без горячего воздуха стёкла могут покрываться льдом или запотевать, ухудшая обзор. Понятное дело, если есть неисправности, то нужно обратиться к специалистам, но все же стоит понимать, что привело печку к выходу из строя.

В этом материале мы собрали самые популярные причины поломки отопителя салона и способы их решения.

Предварительно стоит сказать, что все причины, из-за которых не греет печка можно поделить на 2 основные группы:

  1. неисправности в работе системы отопления
  2. неполадки в системе охлаждения.

Чтобы охватить весь объём неполадок, конечно же, будет мало одной странички. Но все же самые распространенные неисправности мы попытаемся изложить таким образом, чтобы вы научились мыслить в нужном направлении и нашли пути решения проблемы.

Думаем, будет правильно начать статью с описания принципа работы автомобильной печки.

Как работает автомобильный обогреватель?

Система отопления в автомобиле состоит из радиатора, патрубков для циркуляции антифриза, регулятора потока охлаждающей жидкости, вентилятора, воздуховодов и заслонок.

Конструкция печки устроена следующим образом: под приборной панелью автомобиля находится радиатор отопителя, внутрь которого по двум трубкам поступает охлаждающая жидкость – антифриз. Жидкость циркулирует в нем с помощью специального насоса по системе охлаждения мотора и системе отопления автомобиля.

Антифриз охлаждает двигатель, за счет чего происходит теплообмен. Уже горячая охлаждающая жидкость попадает в радиатор системы отопления, и он нагревается, как обычная батарея. Параллельно этому процессу происходит охлаждение нагревательного элемента автоподогревателя при помощи вентилятора. Таким образом происходит постоянный теплообмен между составляющими системы отопления автомобиля – это самая распространенная и эффективная схема.

Зимой при включении печки в непрогретом автомобиле происходит дополнительное охлаждение системы. Это провоцирует запотевание стекол, появление ржавчины на стенках радиатора и определенные сбои в работе двигателя – его приходится дольше прогревать. Именно поэтому в зимний период специалисты рекомендуют включать печку только когда антифриз нагрелся хотя бы 50 градусов.

Конструкция системы отопления автомобиля выглядит просто, и, казалось бы, проблем возникнуть не должно. Однако автомобилисты часто сталкиваются с тем, что печка слабо работает, или и вовсе не греет. Давайте посмотрим, с чем чаще всего сталкиваются автомеханики, когда к ним обращаются с неработающим обогревателем.

Основные причины неисправностей печки автомобиля

Для того, чтобы определить неисправность отопительной системы авто, достаточно проверить основные узлы. К тому же многие проблемы опытный водитель может устранить самостоятельно.

Самые распространенные неисправности системы отопления авто, которые могут возникнуть:

  1. В систему попал воздух при долива антифриза. Аналогичная проблема возникнет в случае повреждения блока цилиндров или недостаточной герметичности прокладки ГБЦ.
  2. Радиатор загрязнился из-за использования некачественной охлаждающей жидкости. Каналы печки и патрубки могут забиваться мусором и покрываться налетом, если нарушается регламент замены жидкости в системе охлаждения и используется непригодный антифриз.
  3. В ходе эксплуатации сломался вентилятор. Неисправности вентилятора приводят к неправильному обдуву радиатора печки и подачи воздуха в салон – тепло может поступать только от разогретого радиатора, или вовсе не поступать. Причинами поломки вентилятора могут оказаться изношенные подшипники или щетки, неисправный датчик, электропроводка, предохранитель и т.д. Стоит отметить, что проблему с вентилятором нужно устранить как можно скорей, ведь двигатель может попросту перегреться.
  4. В результате пренебрежения рекомендаций по обслуживанию автомобиля засорился салонный фильтр . Сразу совет: в любом случае, фильтр салона нужно менять не реже, чем раз в год.
  5. На автомобилях советского производства часто возникают проблемы с краном отопления – износ или закисание. Как вариант, элементарно могут пересохнуть резинки. Для устранения поломки следует заменить краник печки на новый.
  6. Возникли неполадки с блоком управления системы отопления (вентилятор или температурный датчик).
  7. Термостат заклинило в открытом положении. Первый признак этой поломки – печка хорошо греет при езде на больших скоростях, а на малых “дует” только холодный воздух.

Что можно починить самостоятельно?

Некорректная работа системы отопления – это угроза для состояния транспортного средства. Поэтому при обнаружении каких-либо проблем в работе печки, стоит попытаться сразу же найти причину и устранить ее. Следующий алгоритм действий должен помочь вам справиться с проблемой без обращений к специалистам, если, конечно, у вас есть базовые навыки по ремонту автомобилей:

  1. Первым делом проверяем уровень охлаждающей жидкости. Если в расширительном бачке окажется недостаточно антифриза, то просто подливаем его до нужного уровня и проверяем работу печки.
  2. После долива антифриза ничего не поменялось? Вероятно, в систему попал воздух. Достаточно слить антифриз и заново залить его.
  3. Если печка неожиданно перестала греть, попробуйте очистить все части вентилятора или поменять салонный фильтр. В большинстве случаев это поможет решить проблему, или станет отличной профилактикой возникновения сбоев в будущем.
  4. Также можно визуально определить неисправность по цвету выхлопных газов. Если дым белый, то это сигнал, что охлаждающая жидкость попадает в выхлопную трубу. Осмотрите все патрубки и шланги на надежность соединений.
  5. Проанализируйте запах в салоне. Если чувствуете сладковатые нотки, то проверьте целостность системы отопления, возможно, имеется утечка антифриза в салон.
  6. Постарайтесь добраться до радиатора печки, чтобы оценить его температуру. Если вы чувствуете, что радиатор холодный, то скорее всего, он забитый мусором и нуждается в прочистке.
  7. Предыдущие советы не привели к решению проблемы? Следует проверить работу термостата. В большинстве случаев попросту придется проводить замену этой детали.
  8. Причина неисправности “печки” также может крыться в проблемах с электроникой, но в таком случае вам уже поможет специалист.

Профилактика работы печки в салоне автомобиля

Большинства неисправностей отопительной системы можно избежать, если регулярно проверять работоспособность всех компонентов. Все способы профилактики основных поломок достаточно просты и доступны. Не будет лишним проверить целостность всей системы отопления: закрепить смещенные элементы, устранить протечки, заменить отдельные узлы или радиатор полностью.

Избежать поломок автообогревателя помогут следующие советы:

  1. Своевременно очищайте радиатор и элементы отопительной системы от загрязнений. Не сильно замусоренный радиатор можно очистить снаружи с помощью пылесоса. От внутренних отложений поможет справится промывка системы охлаждения двигателя, поскольку радиатор печки является частью этого механизма.
  2. Смазывайте движущиеся части вентилятора.
  3. Используйте исключительно качественную охлаждающую жидкость.
  4. Не забывайте менять салонный фильтр в соответствии с рекомендациями по эксплуатации авто.

Профилактика поломок отопительной системы отнимает куда меньше времени и ресурсов, чем поиск неисправности и ремонт.

Итог

В любом случае, если вы стали перед вопросом, почему не греет печка в автомобиле, то не стоит оставлять его без ответа. Как минимум, из-за того, что некоторые неполадки в работе обогревателя, такие как неисправность вентилятора, или завоздушивание системы охлаждения, могут спровоцировать серьезные проблемы с двигателем автомобиля. Как вы догадываетесь, ремонт двигателя – это уже по-настоящему дорого. Работающая печка также играет ключевую роль в безопасности водителя авто и других участников дорожного движения. Ведь запотевшие или замерзшие стекла не просто ухудшают обзорность, а могут привести до потери управляемости автомобиля вплоть до риска возникновения аварии.

Если вы проверили отопительную систему самостоятельно, но печка по-прежнему работает неисправно, стоит отправить автомобиль на диагностику. Несложно догадаться, что неквалифицированное обслуживание системы охлаждения может привести к дополнительным неисправностям и растратам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *