Когда включается вентилятор в машине
Перейти к содержимому

Когда включается вентилятор в машине

  • автор:

Назначение и принцип работы вентилятора системы охлаждения

Назначение и принцип работы вентилятора системы охлаждения

Так как работа двигателя внутреннего сгорания связана не только с высокими механическими нагрузками, но и с критически высокими температурами. Для поддержания рабочей температуры силового агрегата, чтобы он не вышел из строя из-за больших нагрузок, каждая модификация оснащается системой охлаждения. Существует воздушное и жидкостное охлаждение. Подробно об устройстве охлаждения мотора рассказывается в другом обзоре.

Чтобы отводить избыток тепла от мотора, в жидкостных системах охлаждения присутствует радиатор, а в некоторых моделях авто он не один. Рядом с этим элементом устанавливается вентилятор. Рассмотрим назначение данной детали, по какому принципу она работает, как она устроена, и что делать, если механизм вышел из строя в пути.

Что такое вентилятор радиатора автомобиля

Когда мотор работает, он выделяет большое количество тепла. Сам блок цилиндров классического ДВС устроен так, что в его стенках имеется полость, которая заполняется охлаждающей жидкостью (рубашка охлаждения). В устройство системы охлаждения входит водяной насос, который работает, пока вращается коленчатый вал. Он подсоединен к коленчатому валу через ремень ГРМ (подробно о нем читайте отдельно). Этот механизм создает циркуляцию рабочей жидкости в системе, благодаря чему с ее помощью отводится тепло от стенок двигателя.

Назначение и принцип работы вентилятора системы охлаждения

Горячий тосол или антифриз идет от мотора к радиатору. Этот элемент выглядит в форме теплообменника с большим количеством тонких трубок и ребер охлаждения для увеличения контактной поверхности. Подробней об устройстве, разновидностях и принципе работы радиаторов рассказывается здесь.

От радиатора есть польза только когда автомобиль движется. В это время встречный поток прохладного воздуха обдувает поверхность радиатора, благодаря чему происходит теплообмен. Конечно, его эффективность зависит от температуры окружающей среды, но во время движения этот поток все равно намного прохладней, чем жидкость охлаждения ДВС.

Принцип работы охлаждения одновременно является его недостатком – максимальное охлаждение возможно только когда машина движется (холодный воздух должен пронизывать теплообменник). В городских условиях невозможно обеспечить постоянный процесс из-за светофоров и частых пробок в мегаполисах. Единственное решение данной проблемы – создать принудительное нагнетание воздуха на поверхность радиатора. Как раз эту функцию выполняет вентилятор.

Когда температура двигателя повышается, срабатывают датчики и включается обдув теплообменника. Если точнее, то лопасти настроены так, чтобы поток воздуха не подавался против его движения, а всасывался. Благодаря этому устройство способно усилить обдув радиатора даже во время движения авто, а когда транспорт стоит, в подкапотное пространство поступает свежий воздух, а не задействуется горячая среда возле мотора.

Назначение и принцип работы вентилятора системы охлаждения

В старых автомобилях вентилятор жестко закреплялся на коленчатом валу, благодаря чему он имел постоянный привод. Если летом подобный процесс только на пользу силовому агрегату, то в зимний период чрезмерное охлаждение мотору не на пользу. Эта особенность постоянной работы устройства побудила инженеров разработать аналог, который работал бы исключительно в том случае, когда это требовалось бы.

Устройство и виды вентилятора

Несмотря на ключевое значение для системы охлаждения, данный механизм имеет довольно простое устройство. Независимо от модификаций, конструкция вентилятора будет состоять из трех элементов:

Назначение и принцип работы вентилятора системы охлаждения

  • Кожуха, который является основой механизма, и устанавливается на сам радиатор. Особенность этого элемента в том, что его конструкция заставляет работать поток воздуха только в одном направлении – не рассеиваться при контакте с теплообменником, а проходить сквозь него. Такая конструкция кожуха позволяет более эффективно охлаждать радиатор;
  • Крыльчатки. Каждая лопасть немного смещена относительно оси, как и у любого вентилятора, но так, чтобы при их вращении воздух всасывался через теплообменник. Обычно этот элемент стоит из 4-х или более лопастей;
  • Привода.

В зависимости от модели устройства привод может иметь разный тип. Существует три основные разновидности:

  • Механическая;
  • Гидромеханическая;
  • Электрическая.

Рассмотрим каждую модификацию отдельно.

Механический привод

Механический привод имеет простое устройство. По сути, такой тип вентиляторов имеет постоянное подключение. В зависимости от особенностей мотора он может соединяться с коленвалом через шкив или через ремень ГРМ. Запуск мотора сразу же приводит к работе крыльчатки, выполняется постоянный обдув теплообменника и силового агрегата.

Назначение и принцип работы вентилятора системы охлаждения

Недостаток этого типа вентиляторов заключается в том, что он охлаждает радиатор, даже когда в этом нет необходимости. Например, при прогреве холодного мотора важно, чтобы агрегат вышел на рабочую температуру, а в зимний период это происходит дольше из-за слишком холодной жидкости. Любая неисправность такого механизма может серьезно сказываться на работе силового агрегата, так как часть крутящего момента используется и на вращательный элемент вентилятора.

Также подобная компоновка не позволяет увеличивать скорость вращения лопастей отдельно от работы мотора. По этим причинам такая модификация не используется в современных автомобилях.

Гидромеханический привод

Гидромеханический привод – более усовершенствованный вариант, который также работает от силового агрегата. Только в его конструкции есть несколько дополнительных элементов. В таком вентиляторе используется специальная муфта, которая имеет вязкостный или гидравлический тип срабатывания. Несмотря на различия, они имеют одинаковый принцип действия. В гидравлическом варианте вращение крыльчатки зависит от количества поступающего в него масла.

Назначение и принцип работы вентилятора системы охлаждения

Вязкостная муфта обеспечивает запуск и остановку вентилятора за счет изменения температуры силиконового наполнителя (меняется его плотность). Так как подобные механизмы имеют сложную конструкцию, и движение лопастей зависит от рабочей жидкости, то они подобно механическому аналогу также крайне редко используются в современных машинах.

Электрический привод

Электрический привод – самый надежный и вместе с тем простой вариант, который используется во всех современных авто. В конструкции такого вентилятора имеется электродвигатель, приводящий в движение крыльчатку. Данный тип привода имеет электрический или электромагнитный принцип срабатывания. Вторая модификация чаще встречается в грузовиках. Электромагнитная муфта имеет следующее строение.

Электромагнит насажен на ступицу, которая соединяется с якорем электромотора через пластинчатую пружину, и способна вращаться. В спокойном состоянии электромагнит не работает. Но как только ОЖ достигает приблизительно 80-85 градусов, термодатчик замыкает контакты магнита. Он создает магнитное поле, благодаря чему притягивает к себе якорь электромотора. Этот элемент попадает в катушку, и активируется вращение лопастей. Но из-за сложности в конструкции такая схема не используется в легковом транспорте.

Назначение и принцип работы вентилятора системы охлаждения

Использование электроники позволяет обеспечить несколько режимов работы устройства в зависимости от температуры охлаждающей жидкости и оборотов коленвала. Особенность такого привода в том, что его включение может происходить независимо от работы ДВС. Например, пока мотор прогревается, вентилятор не работает, а когда ОЖ достигает пиковой температуры, начинает вращаться крыльчатка.

Чтобы обеспечить систему охлаждения дополнительным потоком воздуха, в последнем случае достаточно прикрутить вентилятор на соответствующее место и соединить его с бортовой проводкой автомобиля. Так как подобная модификация используется в современных транспортных средствах, дальше мы рассмотрим принцип работы именно данного типа вентиляторов.

Принцип работы вентилятора охлаждения ДВС

Чтобы при необходимости вентилятор срабатывал, он соединяется с еще одной системой, обеспечивающей мониторинг рабочей среды. В ее устройство в зависимости от модификации входит температурный датчик охлаждающей жидкости и реле вентилятора. Эта электрическая цепь соединена с электромотором вентилятора.

Работает такая простая система следующим образом. Датчик, установленный на входе в радиатор, фиксирует температуру ОЖ. Как только она поднимется до соответствующего значения, устройство посылает электрический сигнал на реле. В этот момент срабатывает электромагнитный контакт, и включается электрический мотор. Когда температура в магистрали падает, сигнал от датчика перестает поступать, и контакт реле размыкается – крыльчатка перестает вращаться.

В более продвинутых системах устанавливается два температурных сенсора. Один стоит на входе ОЖ в радиатор, а другой – на выходе. Вентилятор в этом случае включается самим блоком управления, который определяет этот момент по разнице в показателях между этими датчиками. Кроме этого параметра микропроцессор учитывает силу нажатия на педаль газа (или открытие дросселя), обороты ДВС и показания других датчиков.

В некоторых автомобилях для улучшения работы системы охлаждения используется два вентилятора. Наличие дополнительного вращающегося элемента позволяет ускорять охлаждение теплообменника за счет большего потока прохладного воздуха. Управление такой системой также осуществляется блоком управления. В этом случае в микропроцессоре срабатывает больше алгоритмов. Благодаря этому электроника может не только менять скорость вращения лопастей, но и отключать один из вентиляторов или оба.

Также многие автомобили оснащены системой, в которой вентилятор некоторое время продолжает работать после выключения ДВС. Это необходимо, чтобы после интенсивной работы горячий мотор продолжал некоторое время охлаждаться. Когда мотор глушится, охлаждающая жидкость перестает циркулировать по системе, из-за чего температура в агрегате резко подскакивает, а теплообмен не выполняется.

Назначение и принцип работы вентилятора системы охлаждения

Такое происходит крайне редко, но если мотор работал при максимальной температуре, и был заглушен, тосол может начать вскипеть и образовать воздушную пробку. Во избежание подобной нагрузки в некоторых машинах вентилятор продолжает нагнетать воздух на блок цилиндров. Этот процесс называется свободный выбег вентилятора.

Основные неисправности вентилятора радиатора

Несмотря на простую конструкцию и высокую надежность, вентиляторы системы охлаждения тоже выходят из строя, как и любой другой механизм в машине. Тому может быть много разных причин. Рассмотрим самые распространенные поломки и как их устранять.

Чаще всего водители сталкиваются со следующими неисправностями:

Назначение и принцип работы вентилятора системы охлаждения

  • Во время работы мотора (автомобиль длительное время стоит) принудительный обдув теплообменника не включается;
  • Вентилятор срабатывает при более высоких температурах;
  • Нагнетание воздуха на радиатор выполняется постоянно;
  • Лопасти начинают вращаться намного раньше, чем охлаждающая жидкость достигнет необходимого нагрева;
  • Вентилятор слишком часто включается, но лампочка перегрева мотора не срабатывает. В этом случае следует проверить, насколько загрязнились ячейки радиатора, так как воздух должен не просто поступать на поверхность теплообменника, а проходить сквозь него;
  • Когда обдув радиатора включается, поток идет не в подкапотное пространство, а подается в обратном направлении. Причина такой работы в неправильной распиновке кабелей (нужно поменять местами полюсы электромотора);
  • Облом или деформация лопасти. Прежде чем менять крыльчатку на новую, необходимо выяснить причину такой поломки. Иногда такое может происходить при неграмотной установке или монтаже вентилятора, не предназначенного для данной модели авто. В остальном поломка лопастей – последствия естественного износа материала.

Хотя все перечисленные «симптомы» нежелательны для должной работы силового агрегата, хуже всего, если вентилятор вообще не включается. Это так, потому что в данном случае перегрев мотора обеспечен. Если продолжать эксплуатировать его в режиме повышенных температур, он быстро выйдет из строя.

В случае срабатывания вентилятора при температуре, превышающей показатель в 80-85 градусов (чаще всего такое происходит после замены термодатчика), следует проверить, правильно ли подобран температурный датчик ОЖ. Существуют модификации для транспорта, эксплуатируемого в северных широтах. В этом случае устройство настроено на срабатывание при более высоких температурах.

Также к перегреву может привести неисправный термостат. Подробно об этом устройстве рассказывает здесь. В этом случае одна сторона системы охлаждения будет чрезмерно горячей, а другая – холодной.

Причиной поломки системы принудительного охлаждения (не связана с термостатом) может быть выход из строя одного из датчиков (если их несколько) температуры ОЖ, поломкой электродвигателя мотора или потеря контакта в электроцепи (например, сломалась жила провода, повредилась изоляция или окислился контакт). Вначале нужно провести визуальный осмотр электропроводки и контактов.

Отдельно стоит упомянуть нечасто встречающуюся проблему работающего вентилятора при холодном моторе. Эта проблема характерна для автомобилей, оснащенных системой кондиционирования салона.

Подробно о ней рассказывается в этом видео:

Назначение и принцип работы вентилятора системы охлаждения

Если двигатель вентилятора работает постоянно, это симптом вышедшего из строя датчика, но чаще такое происходит из-за «слипшихся» контактов в реле (или сгорела катушка электромагнитного элемента, если в машине используется данная модификация). Если сломается термостат, то зачастую радиатор будет холодным, и вентилятор не будет работать, даже при критичной температуре мотора. Такое происходит, когда термостат заклинило в закрытом положении. Если же он заблокировался в открытом состоянии, то холодный ДВС будет слишком долго выходить на рабочую температуру (охлаждающая жидкость сразу циркулирует по большому кругу, и мотор не нагревается).

Что делать, если вентилятор вышел из строя в поездке?

Нередко поломка вентилятора охлаждения происходит где-то в дороге. Если он перестал работать, то в городском режиме антифриз обязательно закипит. Вот парочка хитростей, которые могут помочь в этом случае:

  • Во-первых, если поломка произошла на трассе, то в скоростном режиме легче обеспечить обдув теплообменника. Для этого достаточно двигаться со скоростью не ниже 60км/ч. В этом случае прохладный воздух в больших количествах будет поступать на радиатор. В принципе, на этом режиме вентилятор редко когда включается, поэтому система будет работать в штатном режиме.
  • Во-вторых, отопительная система салона задействует тепловую энергию системы охлаждения, поэтому в экстренном режиме можно включить обогрев, чтобы задействовать радиатор отопителя. Конечно, летом ехать с включенным обогревом салона то еще удовольствие, зато двигатель не выйдет из строя.
  • В-третьих, можно двигаться короткими «перебежками». Прежде чем стрелка температуры ОЖ достигнет максимального значения, останавливаемся, глушим двигатель, открываем капот и ждем, пока он немного остынет. Ни в коем случае при этой процедуре нельзя поливать агрегат холодной водой, чтобы не схлопотать трещину блока цилиндров или головки. Конечно, в таком режиме путешествие значительно затянется, но машина будет в целости.

Однако прежде чем выполнять подобные процедуры, следует проверить, почему вентилятор не включается. Если проблема в проводке или датчике, то ради экономии времени можно подключить электромотор напрямую к аккумулятору. Не стоит переживать, что батарея разрядится. Если генератор исправен, то пока ДВС работает, бортовая система запитывается от него. Подробней о работе генератора читайте отдельно.

Хотя во многих автомобилях замену нагнетателя воздуха можно выполнить самостоятельно, если автомобиль еще находится на гарантии, лучше воспользоваться услугами сервисного центра.

Вопросы и ответы:

Как называется вентилятор на двигателе? Вентилятор радиатора еще называется кулером. В некоторых автомобилях устанавливается двойной кулер (два независимых друг от друга вентилятора).

Когда должен включаться вентилятор в машине? Обычно он включается, когда машина долго стоит или находится в тянучке. Кулер включается, когда температура ОЖ превышает рабочий показатель.

Как работает автомобильный вентилятор? Во время работы мотор набирает температуру. Чтобы он не перегрелся, срабатывает датчик, который активирует привод вентилятора. В зависимости от модели авто вентилятор работать в разных режимах.

Как вентилятор охлаждает двигатель? Когда включается кулер, его лопасти либо всасывают прохладный воздух через теплообменник, либо нагнетают его на радиатор. Это ускоряет процесс теплообмена, и антифриз охлаждается.

Почему в машине часто включается вентилятор. Что делать, если вентилятор охлаждения постоянно работает: причины, способы решения проблемы и рекомендации. Вентилятор работает на холодном моторе: причины, диагностика, ремонт

Иногда автолюбители сталкиваются с тем, что постоянно работает вентилятор охлаждения на ваз 2114. Причины такого явления могут быть весьма различны, и для того, чтобы устранить неисправность — следует четко понимать, что к ней могло привести. О том, из-за чего перестает выключаться вентилятор и о том, как это исправить — мы и поговорим в сегодняшней статье.

Устройство и принцип работы вентилятора

Перед тем, как перейти к ремонту вентилятора, следует разобраться с принципом его установки на систему охлаждения. Для этого лучше воспользоваться следующей несложной схемой, на которой цифрами обозначены следующие основные части:

  1. — радиатор охлаждения.
  2. — пробка.
  3. — электромотор вентилятора.
  4. — защитный кожух.
  5. — крыльчатка вентилятора.
  6. — демпферные подушки.
  7. — пробка для слива ОЖ.

Кроме этого, очень поможет в ремонте и схема электрического оборудования системы охлаждения, которая выглядит следующим образом:

Как можно видеть, запуск вентилятора охлаждения контролируется при помощи реле, запуск которого происходит после поступления сигнала с температурного датчика.

После того, как жидкость в радиаторе достигает определенной температуры, термодатчик замыкается и, таким образом, провоцирует запуск вентилятора.

После того, как температура жидкости в радиаторе упадет ниже определенной отметки, датчик разомкнется и вентилятор автоматически отключится. Но, как уже было сказано, порой это происходит не всегда.

Причины неисправности вентилятора и их устранение

Причин того, почему постоянно работает вентилятор ваз 2114 может быть несколько, а именно:

  • произошло замыкание проводки;
  • вышло из строя реле вентилятора;
  • сломался термодатчик;
  • произошла поломка электронного блока.

Рассмотрим же их по порядку.

Замыкание

Первая, и самая распространенная причина подобной неисправности — это замыкание (а чаще всего — сплавление) проводов, идущих к вентилятору. В результате этого замыкания электрическая цепь оказывается включенной в не зависимости от работы термодатчика и реле. Выявить такую неисправность очень просто — достаточно прозвонить все провода и проверить — не замкнуты ли они (в некоторых случаях факт сплавления проводов можно обнаружить даже визуально при осмотре).

Если «прозвонка» не дала результатов, то поиск причины следует продолжить, а именно — провести проверку реле вентилятора. Самый простой вариант того, как это сделать — это демонтировать реле и установить вместо него новое, аналогичной модели.

Хотя цена этого устройства невысокая, можно обойтись и вовсе без покупки нового реле. Достаточно просто одолжить его на пару часов у знакомого автомобилиста — владельца ваз 2114, а после проверки — вернуть обратно.

Если после замены вентилятор стал работать в штатном режиме, значит старое реле действительно оказалось испорченным, и придется все-таки купить и установить новое. Если нет, то стоит перейти к проверке датчика температуры.

Термодатчик

Термодатчик (он же — датчик температуры охлаждающей жидкости, он же — ДТОЖ) — это устройство, которое сообщает электронной системе температуру ОЖ. Как уже и говорилось, именно он приводит к запуску вентилятора и его выключению в зависимости от температуры радиатора. Неудивительно, что сломанный термодатчик — это частая причина того, почему не выключается вентилятор охлаждения ваз 2114.

В этом случае система «думает», что температура жидкости постоянно высокая и не падает (ведь датчик завис на максимуме), благодаря чему команды на выключение вентилятора не поступает. Для решения этой проблемы также придется приобрести новый датчик и установить его на место старого. Если вентилятор станет работать исправно, значит причина была именно в датчике. Если нет, значит остается последняя вероятная неисправность — электронный блок управления.

Говоря о зашкалившем термодатчике, стоит отметить один очень важный момент. Если вентилятор охлаждения работает постоянно, но температура на приборной панели отображается корректно, значит поездки на автомашине можно продолжать. Если же вентилятор не отключается, и при этом прибор в салоне показывает кипение ОЖ, то поездки следует сразу прекратить и провести полную диагностику системы охлаждения. Это поможет предотвратить перегрев двигателя и его выход из строя.

Электронный модуль

Как уже говорилось, если все остальные элементы электрической цепи исправны, но все равно не отключается вентилятор ваз 2114, остается проверить последнее важное звено — электронный модуль. Стоит отметить, что выходит из строя он достаточно редко, но иногда это все-же случается.

В таком случае вариантом решения подобной проблемы может быть либо полный сброс всех ошибок в блоке либо его перепрошивка. Поскольку выполнить это в домашних условиях довольно сложно, то лучшим вариантом станет обращение в автосервис.

При желании, можно установить дополнительную кнопку, которая будет принудительно запускать и отключать вентилятор.

Для того, чтобы это сделать, потребуется:

  • приобрести кнопку (или тумблер) и смонтировать ее в любое удобное место (можно даже под капотом);
  • произвести ответвление от провода, идущего с плюса АКБ к реле вентилятора, припаяв к нему еще один провод;
  • подключить этот провод к первому контакту кнопки;
  • соединить второй контакт кнопки с ножкой реле, от которой отходит «плюсовой» провод на вентилятор.

Благодаря такой несложной схеме, управлять работой вентилятора можно будет вручную.

Полезное видео

Дополнительную интересную информацию вы сможете почерпнуть из видео ниже:

Вентилятор, который включается при холодном двигателе и постоянно работает во время движения, является довольно распространенной проблемой, несмотря на внешний вид. Его причины обычно прозаичны, но иногда они связаны со значительными затратами. Эта ошибка произошла с нашим другом на Chevrolet Aveo T300, оснащенном таким же двигателем 1.2 ECOTEC 86 HP, как Opel Corsa D или A12XER. Мы отвезли машину в нашу мастерскую, чтобы найти источник проблемы. Посмотрите, что вызвало эту неразбериху и какова стоимость этой ошибки.

Вентилятор радиатора является одним из ключевых элементов системы охлаждения двигателя. Он вызывает интенсивный воздушный поток через сердечник радиатора, всасывая воздух (вентилятор расположен сзади радиатора со стороны двигателя). Его эксплуатация особенно важна во время езды по городу, что сопровождается частыми остановками автомобиля, что делает невозможным охлаждение охлаждающей жидкости воздухом, обдувающим автомобиль. За прошедшие годы конструкция вентиляторов изменилась, но сегодня наиболее распространенными вентиляторами являются электродвигатели с электроприводом. Конструкция такого типа обычно контролируется термореле, вкручиваемым в выходной (охладитель) радиаторного бака. И именно этот элемент чаще всего является источником проблем в работе вентилятора. Иногда, однако причина плохой работы вентилятора лежит в другом месте.

Вентилятор двигателя постоянно работает во время движения

В представленном поколении Chevrolet Aveo II проблема с вентилятором появилась однажды утром. Когда двигатель запускается, сразу же включил вентилятор, даже если двигатель был полностью холодно. Владелец был дополнительно встревожен тем, что во время езды вентилятор работал все время, и на часах появилась желтая лампочка двигателя. «Проверьте двигатель». Он решил вернуть машину нашему механику Павлу, который сразу же взялся за базовую проверку технического состояния автомобиля.

Первым делом он решил проверить датчик температуры охлаждающей жидкости. Он посылает сигнал контроллеру мотора о необходимости включения или выключения вентилятора. Чтобы подтвердить свои предположения, Павел подключил диагностический сканер для проверки ошибок, зарегистрированных контроллером двигателя. Вскоре выяснилось, что его диагноз был верным. Компьютер обнаружил ошибку P0117, которая указывает на проблемы с датчиком температуры охлаждающей жидкости.

Замена датчика температуры жидкости не является сложной задачей (хотя многое зависит от того, как двигатель установлен в камере). Чаще всего он находится в головке двигателя и в его окрестностях его следует искать. При проверке его состояния необходимо учитывать тот факт, что у автомобиля может быть второй, так называемый Датчик температуры жидкости расположен на самом радиаторе.

Так было и с представленным Aveo T300. Однако неисправный датчик был расположен в головке двигателя, и доступ к нему был очень легким . Это может быть достигнуто вручную без снятия корпуса двигателя. Хотя Aveo T300 — это больше, чем новейший дизайн Opel Corsa, он по-прежнему является автомобилем с хорошим доступом к оборудованию двигателя. Второй из датчиков, так называемый Управляемый, он, к счастью, был в хорошей форме, но даже доступ к нему у Aveo T300 довольно хороший.

При замене датчика температуры охлаждающей жидкости охлаждающая жидкость должна быть слита из системы, так как датчик частично погружен в нее. После замены датчика заполните систему новой охлаждающей жидкостью, выпустите ее и прогрейте двигатель.

Стоимость замены датчика температуры охлаждающей жидкости

Датчик температуры охлаждающей жидкости является относительно дешевым компонентом, хотя многое зависит от популярности модели автомобиля. В случае с Chevrolet Aveo T300 оригинальная часть стоит около 1200 рублей. Замену RIDEX можно приобрести примерно за 400 рублей, а за ABS — 700 рублей.

За замену датчика авторизованный сервисный центр взимает плату в размере около 160 злотых. В несанкционированной мастерской стоимость той же услуги будет около 1700 рублей. Поэтому разница очевидна, особенно если принять во внимание относительно небольшой объем работы, необходимый для выполнения работы.

Часто включается вентилятор двигателя — причины

В случае с Chevrolet Aveo 1.2 ECOTEC 86 HP, представленный за некорректную работу его вентилятора, соответствовал простому и легкому устранению неисправности. Поэтому владелец транспортного средства может говорить о большой удаче. Бывает, что за симптомами такого типа стоит неисправный модуль вентилятора . И это, к сожалению, связано с определенно более высокой стоимостью ремонта! Модуль является неотъемлемой частью вентилятора, и в случае его отказа заменяется весь вентилятор! В случае представленного Aveo это означает расходы на уровне 30 000 рублей за оригинальную часть! И хотя кажется, что это огромная сумма, по сравнению с вентилятором для BMW 520d E60 стоит в дилерском центре до 48 000 рублей!

Многим людям интересно, почему постоянно работает или часто включается вентилятор охлаждения. Ведь это свидетельство плохой работы системы охлаждения. Это может привести к перегреву мотора и его выходу из строя. Проблема эта достаточно серьезная, в некоторых случаях, для устранения придется даже частично разбирать двигатель. От того, насколько быстро вы выявите неисправность, зависит слаженная работа силового агрегата. Для проверки и ремонта не требуется особых навыков, с этим справится любой человек. Главное, знать, как проводить поиск причины подобного поведения системы охлаждения.

Почему постоянно работает или часто включается вентилятор охлаждения, становится понятно из принципа его действия. Он включается датчиком, расположенным внизу радиатора охлаждения. Этот датчик реагирует на повышение температуры охлаждающей жидкости, в результате, включается вентилятор. Он создает дополнительный поток воздуха, который усиливает охлаждение жидкости в радиаторе и соответственно, самого мотора. Исходя из этого, становится понятно, вентилятор постоянно работает, только на перегревающихся силовых агрегатах. Чтобы избежать отказа двигателя, необходимо своевременно отреагировать на проблему, и устранить ее.

Термостат

Перегрев двигателя часто случается по причине заклинивания этого элемента. Вентилятор реагирует на это, в случае с заклиниванием термостата на половину открытым. При этом, движение жидкости по системе замедляется, что вызывает снижение эффективности отвода тепла. В результате, мотор начинает перегреваться, соответственно температура охлаждающей жидкости повышается. На это реагирует датчик включения вентилятора. В итоге он работает постоянно.

Проверка термостата производится достаточно просто. Для этого заводят двигатель, и прогревают его до температуры срабатывания клапана термостата. Этот показатель указывается на корпусе самого термостата. Ждем еще немного, и проверяем температуру верхнего и нижнего патрубков. Если оба патрубка равномерно горячие, то причина постоянно работающего вентилятора найдена. Для большей уверенности внимательно осмотрите клапан термостата, после снятия детали с двигателя. Устраните неисправность, путем замены термостата на исправную запчасть.

Помпа

Во многих случаях, причиной повышения температуры охлаждающей жидкости в радиаторе становится плохая работа водяного насоса. В таком случае, антифриз медленно проходит по системе и слишком сильно нагревается. Попадая в радиатор, он не успевает остыть до нормальной температуры, и идет по следующему кругу, нагреваясь еще сильнее. Если помпа худо-бедно работает, то выражается такая проблема, только постоянной работой вентилятора. Если помпа отказала полностью, то в считанные минуты машина «закипит». Это крайне опасное состояние, которое практически всегда оставляет после себя последствия в виде проблем с двигателем.

Обычно водяной насос не отказывает внезапно. Сначала он подает сигналы о своей неисправности. Первым тревожным сигналом является увеличение частоты срабатывания вентилятора радиатора. Основной причиной отказа является разрушение и заклинивание подшипника. Поэтому, проявлением поломки может являться вой из-под капота или стук, отчетливо слышный при работе на холостых оборотах. Часто стук помпы принимают за неисправность распредвала. Устраняется поломка путем замены помпы, в некоторых моделях предусмотрена возможность замены только передней части насоса вместе с подшипником.

Засор каналов системы охлаждения

Достаточно часто перегрев вызывают заторы в системе охлаждения. Эту проблему зачастую выявить довольно сложно. Поэтому, при первых признаках учащения включения вентилятора без особой на то причины, следует в первую очередь промыть систему. Во многих случаях этого оказывается достаточно. Также, на всякий случай, можно продуть радиатор.

Обычно чистку радиатора и каналов охлаждения производят совместно с заменой антифриза. Для промывки сливают охлаждающую жидкость. После чего заливают крепкий раствор лимонной кислоты или воду со специальными присадками. После дают машине полчаса поработать. Отработанное чистящее средство сливают, и заливают свежий антифриз. В большей части случаев подобная процедура помогает гарантированно устранить загрязнения в системе охлаждения.

Загрязнение радиатора

Все автолюбители знают, что радиатор находится спереди, и обдувается встречным ветром. Поэтому, именно ему достается вся пыль и грязь, попадающаяся на дороге. Постепенно эта пыль собирается между пластин радиатора, значительно ухудшая теплоотдачу. Потоки воздуха, в таком случае, значительно хуже охлаждают жидкость. Она постепенно нагревается до высокого уровня, и вызывает включение вентилятора.

Ремонт в этом случае простой, нужно почистить радиатор. На многих современных автомобилях его придется сначала снять, в некоторых случаях к нему вполне можно подобраться, даже не снимая его с машины. Рекомендуется промыть его с помощью проточной воды. Проще всего для этого воспользоваться шлангом. В некоторых случаях, имеет смысл перед мытьем почистить радиатор мягкой, сухой щеткой. Часто такую процедуру совмещают с продувкой радиатора.

Воздушные пробки

Не секрет, что причиной излишнего нагрева жидкости являются воздушные пробки. Появляются они вследствие ошибок при замене антифриза, а также из-за протечек в системе охлаждения. В итоге, жидкость прогревается неравномерно, что приводит к нестабильной работе вентилятора, с частыми включениями при поступлении в радиатор более горячей жидкости.

Перед устранением в обязательном порядке следует проверить систему на предмет утечек жидкости. Устранив их, переходят к выгону пробок. Для этого вам понадобится компрессор. Открутите от дросселя одну из трубок, подводящих к ней охлаждающую жидкость. Далее нужно подключить к горлышку расширительного бачка компрессор, и подать в него сжатый воздух. Обычно пары минут хватает, чтобы выгнать все имеющиеся пробки.

Замыкание датчика . Достаточно часто происходит замыкание датчика. В таком случае, вентилятор или молотит, не переставая, или включается значительно раньше срока. При таких подозрениях нужно обратить внимание на время включения вентилятора, и сравнить температуру включения со стандартной. Если температура окажется ниже, то нужно просто поменять датчик и все нормализуется.

Утепление на зиму . Многие автолюбители ставят специальные утеплители на радиатор в зимнее время, это позволяет сократить время прогрева автомобиля, и экономить топливо. Но, во время оттепелей температура воздуха достаточно высокая. При наличии утеплителя мотор охлаждается недостаточно, что заставляет вентилятор работать более интенсивно. Для устранения причины просто снимите утепление с радиатора.

Заключение . Система охлаждения машины всегда должна находиться в исправном состоянии. Поэтому, водителю необходимо внимательно следить за состоянием этой системы. Особенно важно правильно отыскать причину, почему постоянно работает или часто включается вентилятор охлаждения. Это конечно не фатальная проблема, но пренебрежение этим сигналом может привести к серьезным неисправностям двигателя.

Сгорание топлива в цилиндрах ДВС сопровождается высвобождением значительного количества тепла, лишь часть которого используется двигателем и преобразуется в механическую энергию. Остальная бесполезно теряется, а для нейтрализации ее излишков приходится задействовать специальные устройства. К ним можно отнести систему охлаждения , возможность работы которой в любых условиях обеспечивает вентилятор радиатора охлаждения.

Принцип работы вентилятора радиатора

Прежде чем рассматривать этот вопрос, затронем в целом, что собой представляет водяная система охлаждения ДВС, показанная ниже на рисунке. Он позволит нам вспомнить принцип ее работы.

В тех случаях, когда через рубашку мотора проходит холодная жидкость, то она забирает излишки тепла, при этом двигатель охлаждается, а вода нагревается. Затем она проходит через радиатор, где отдает полученное тепло в атмосферу, и опять поступает в мотор.

Конструкция радиатора представляет собой набор тонких трубочек, которые создают большую охлаждающую поверхность. Набегающий поток воздуха, проходя через нее, уносит излишки тепла, которые хранятся в жидкости. В тех случаях, когда набегающий поток воздуха отсутствует (работа мотора на холостом ходу, пробки и другие аналогичные ситуации), или его недостаточно для охлаждения воды до нужной температуры, и предусматривается работа вентилятора радиатора охлаждения.

Для этого существует специальная схема управления, основу которой составляет термовыключатель вентилятора радиатора. Он контролирует температуру жидкости. Когда она превышает установленные пределы, то срабатывает датчик, по его сигналу включается вентилятор радиатора, который и создает необходимый поток воздуха. Этим потоком охлаждается нагревшаяся вода, а когда ее температура принимает необходимое значение, опять срабатывает датчик и выключает обдув.

Вот так можно описать основной принцип, по которому работает вентилятор радиатора – он включается, когда температура воды превышает заданную, и отключается после ее снижения до нужного значения .

Чем чревато, если не работает вентилятор радиатора

ДВС – сложное устройство, и его характеристики оптимальны, когда он работает при определенной температуре. Как уже отмечено выше, она зависит от правильной работы системы охлаждения. В случае, когда не удается выдержать нужную температуру, последствия будут достаточно печальными – при перегреве двигатель вполне может заклинить и тогда, как минимум, капитальный ремонт ему обеспечен.

Устойчивость работы всей системы должен создавать вентилятор, позволяя снизить температуру воды в любых условиях. А вот если он не работает, особенно когда жарко, то надо искать, почему вентилятор не включается или не крутится. Сейчас такие устройства обычно бывают электрическими, и отказ самого изделия маловероятен, а возможной причиной этого часто служит выход из строя его обвязки (датчика, предохранителя, соединительных проводов и т.д.).

Значит, выясняя причины, почему постоянно работает вентилятор охлаждения радиатора или почему он не включается или не крутится, надо в первую очередь проверить именно обвязку устройства.

Как проверить вентилятор радиатора

Как мы уже установили, вентилятор радиатора должен включаться, когда температура воды (тосола) превысит заданное значение. Проконтролировать это можно по показаниям приборов на лицевой панели. Если вентилятор не включается, то необходимо проверить всю цепочку прохождения сигнала.

  1. Проверить наличие питающего напряжения, приходящего на изделие. Для этого можно воспользоваться тестером или лампочкой. Отсутствие напряжения будет свидетельствовать о возможном перегорании предохранителя или плохом контакте в проводах.
  2. Исправность самого вентилятора можно проверить, подав на него напряжение непосредственно с АКБ. Если он крутится, то с ним все в порядке, и дефект надо искать в других устройствах. Если же нет, и вентилятор не крутится, то причина дефекта именно в нем. В принципе, при этом можно не стоять на месте и двигаться дальше, но надо обязательно постоянно контролировать температуру двигателя. Когда стрелка подойдет к красному сектору, необходимо остановиться, открыть капот и охладить мотор. Два приема позволят вам двигаться и в этом случае. Держите скорость не менее шестидесяти км/ч, тогда постоянно набегающий поток встречного воздуха будет охлаждать воду, проходящую через радиатор, и вы сможете двигаться в обычном режиме, пока поддерживаете скорость. Другим приемом, позволяющим частично заменить неработающий вентилятор, будет использование обогрева. Переведите печку на максимальный режим нагрева, в этом случае часть лишнего тепла будет уходить через отопитель. Правда, в салоне будет как в бане, но вы сможете добраться до ближайшей СТО.
  3. Чтобы проверить датчик, от него надо отсоединить провода и замкнуть их между собой. Если при этом вентилятор включается и крутится, то значит, не работает сам датчик, он ремонту не подлежит, только замене. Однако если оставить провода замкнутыми, то можно двигаться дальше, при таком варианте вентилятор крутится постоянно, хотя возможно, температура двигателя будет понижена, но это лучше, чем стоять на месте.

Вентилятор радиатора работает постоянно

Частично такой случай рассмотрен выше, причиной является отказ датчика температуры или замыкание проводов, идущих на вентилятор. Но если он постоянно крутится, то вызвано это может быть и залипанием реле. Подобное происходит достаточно часто, особенно после того, как срабатывает реле и вентилятор должен включаться.
Залипание контактов реле означает, что они не могут разомкнуться, из-за чего происходит постоянная подача напряжения на контакты, вследствие чего электромотор крутится постоянно. К последствиям залипания контактов реле надо отнести то, что не выключается вентилятор радиатора.

Часто причиной того, что не работает отключение вентилятора, может служить термостат . Дело в том, что датчик находится в головке блока, именно он определяет, когда должно происходить включение вентилятора. Но охлаждающая жидкость может двигаться по большому и малому кругу, когда она движется по малому, то в радиатор для охлаждения не попадает. Режим движения воды определяет термостат.

Если его заклинило в положении движения воды по малому кругу, то она так и будет двигаться, перегреется, что вызовет срабатывание датчика и включение вентилятора, но т.к. вода не поступает в радиатор, она не охладится, и датчик постоянно будет сигнализировать о высокой температуре. В результате этого не выключается вентилятор радиатора. Определяется такой случай просто – надо потрогать шланги, идущие к радиатору. Когда заклинило термостат, то при перегретом двигателе они будут холодными.

Если не выключается вентилятор радиатора по причине заклинивания термостата, то порой для устранения такого явления можно постучать по корпусу. Часто этого бывает достаточно, и дефект пропадает. Если же всё остается без изменений, то придется снимать термостат, вынимать из него всю начинку и потом ставить на место само устройство.
Другим вариантом того же самого дефекта будет заклинивание термостата в промежуточном положении. Это также может привести к тому, что не выключается вентилятор радиатора, но такая ситуация диагностируется гораздо труднее. Вызваны подобные трудности тем, что некоторое количество воды поступает в радиатор, но ее проходит слишком мало, вся вода не успевает охладиться, что приводит к перегреву двигателя.

Все перечисленное выше не является полным описанием возможных причин, почему не выключается вентилятор радиатора. Их может быть много, порой достаточно странных и неожиданных, но в каждом из таких проявлений неисправностей необходимо искать причины и проводить тщательный анализ.

Рано включается вентилятор радиатора

Другой крайностью является ситуация, когда рано включается вентилятор. В данном случае надо смотреть опять же датчик температуры. Скорее всего, он нуждается в замене. Если конечно, стоит правильный датчик. Дело в том, что датчики бывают рассчитаны на разную температуру, их еще называют летние и зимние, каждый из них должен включаться в своем диапазоне температур. Последние срабатывают позже. И если вы всё время использовали такие, то вам может показаться, что включение вентилятора происходит рано, хотя оно осуществляется вовремя и все работает правильно.

Надо реально оценить, насколько рано все происходит. Если раннее включение установлено по показаниям на комбинации приборов, то это не показатель. Однако когда такое включение вызывает беспокойство, подключите по диагностическому каналу соответствующее оборудование и посмотрите реальные пороги срабатывания датчика.

Охлаждение мотора машины – задача наиважнейшая. Если допустить перегрев двигателя, то в лучшем случае нужен будет его капитальный ремонт. Возможность эксплуатации автомобиля в любых условиях обеспечивается надежной работой системы охлаждения, которая во многом определяется правильной работой всех ее компонентов.

Многим людям интересно, почему постоянно работает или часто включается вентилятор охлаждения. Ведь это свидетельство плохой работы системы охлаждения. Это может привести к перегреву мотора и его выходу из строя. Проблема эта достаточно серьезная, в некоторых случаях, для устранения придется даже частично разбирать двигатель. От того, насколько быстро вы выявите неисправность, зависит слаженная работа силового агрегата. Для проверки и ремонта не требуется особых навыков, с этим справится любой человек. Главное, знать, как проводить поиск причины подобного поведения системы охлаждения. Почему постоянно работает или часто включается вентилятор охлаждения , становится понятно из принципа его действия. Он включается датчиком, расположенным внизу радиатора охлаждения. Этот датчик реагирует на повышение температуры охлаждающей жидкости, в результате, включается вентилятор. Он создает дополнительный поток воздуха, который усиливает охлаждение жидкости в радиаторе и соответственно, самого мотора. Исходя из этого, становится понятно, вентилятор постоянно работает, только на перегревающихся силовых агрегатах. Чтобы избежать отказа двигателя, необходимо своевременно отреагировать на проблему, и устранить ее. Термостат Перегрев двигателя часто случается по причине заклинивания этого элемента. Вентилятор реагирует на это, в случае с заклиниванием термостата на половину открытым. При этом, движение жидкости по системе замедляется, что вызывает снижение эффективности отвода тепла. В результате, мотор начинает перегреваться, соответственно температура охлаждающей жидкости повышается. На это реагирует датчик включения вентилятора. В итоге он работает постоянно.Проверка термостата производится достаточно просто. Для этого заводят двигатель, и прогревают его до температуры срабатывания клапана термостата. Этот показатель указывается на корпусе самого термостата. Ждем еще немного, и проверяем температуру верхнего и нижнего патрубков. Если оба патрубка равномерно горячие, то причина постоянно работающего вентилятора найдена. Для большей уверенности внимательно осмотрите клапан термостата, после снятия детали с двигателя. Устраните неисправность, путем замены термостата на исправную запчасть.Статья по теме » Как проверить термостат».
Помпа Во многих случаях, причиной повышения температуры охлаждающей жидкости в радиаторе становится плохая работа водяного насоса. В таком случае, антифриз медленно проходит по системе и слишком сильно нагревается. Попадая в радиатор, он не успевает остыть до нормальной температуры, и идет по следующему кругу, нагреваясь еще сильнее. Если помпа худо-бедно работает, то выражается такая проблема, только постоянной работой вентилятора. Если помпа отказала полностью, то в считанные минуты машина «закипит». Это крайне опасное состояние, которое практически всегда оставляет после себя последствия в виде проблем с двигателем.Обычно водяной насос не отказывает внезапно. Сначала он подает сигналы о своей неисправности. Первым тревожным сигналом является увеличение частоты срабатывания вентилятора радиатора. Основной причиной отказа является разрушение и заклинивание подшипника. Поэтому, проявлением поломки может являться вой из-под капота или стук, отчетливо слышный при работе на холостых оборотах. Часто стук помпы принимают за неисправность распредвала. Устраняется поломка путем замены помпы, в некоторых моделях предусмотрена возможность замены только передней части насоса вместе с подшипником.
Засор каналов системы охлаждения Достаточно часто перегрев вызывают заторы в системе охлаждения. Эту проблему зачастую выявить довольно сложно. Поэтому, при первых признаках учащения включения вентилятора без особой на то причины, следует в первую очередь промыть систему. Во многих случаях этого оказывается достаточно. Также, на всякий случай, можно продуть радиатор. Обычно чистку радиатора и каналов охлаждения производят совместно с заменой антифриза. Для промывки сливают охлаждающую жидкость. После чего заливают крепкий раствор лимонной кислоты или воду со специальными присадками. После дают машине полчаса поработать. Отработанное чистящее средство сливают, и заливают свежий антифриз. В большей части случаев подобная процедура помогает гарантированно устранить загрязнения в системе охлаждения.
Загрязнение радиатора Все автолюбители знают, что радиатор находится спереди, и обдувается встречным ветром. Поэтому, именно ему достается вся пыль и грязь, попадающаяся на дороге. Постепенно эта пыль собирается между пластин радиатора, значительно ухудшая теплоотдачу. Потоки воздуха, в таком случае, значительно хуже охлаждают жидкость. Она постепенно нагревается до высокого уровня, и вызывает включение вентилятора. Ремонт в этом случае простой, нужно почистить радиатор. На многих современных автомобилях его придется сначала снять, в некоторых случаях к нему вполне можно подобраться, даже не снимая его с машины. Рекомендуется промыть его с помощью проточной воды. Проще всего для этого воспользоваться шлангом. В некоторых случаях, имеет смысл перед мытьем почистить радиатор мягкой, сухой щеткой. Часто такую процедуру совмещают с продувкой радиатора. Подробней читайте в статье » Как промыть радиатор охлаждения двигателя».
Воздушные пробки Не секрет, что причиной излишнего нагрева жидкости являются воздушные пробки. Появляются они вследствие ошибок при замене антифриза, а также из-за протечек в системе охлаждения. В итоге, жидкость прогревается неравномерно, что приводит к нестабильной работе вентилятора, с частыми включениями при поступлении в радиатор более горячей жидкости. Перед устранением в обязательном порядке следует проверить систему на предмет утечек жидкости. Устранив их, переходят к выгону пробок. Для этого вам понадобится компрессор. Открутите от дросселя одну из трубок, подводящих к ней охлаждающую жидкость. Далее нужно подключить к горлышку расширительного бачка компрессор, и подать в него сжатый воздух. Обычно пары минут хватает, чтобы выгнать все имеющиеся пробки. Статья по теме » Как удалить воздушную пробку из системы охлаждения». Замыкание датчика . Достаточно часто происходит замыкание датчика. В таком случае, вентилятор или молотит, не переставая, или включается значительно раньше срока. При таких подозрениях нужно обратить внимание на время включения вентилятора, и сравнить температуру включения со стандартной. Если температура окажется ниже, то нужно просто поменять датчик и все нормализуется.Статья по теме » Как проверить датчик включения вентилятора».
Утепление на зиму . Многие автолюбители ставят специальные утеплители на радиатор в зимнее время, это позволяет сократить время прогрева автомобиля, и экономить топливо. Но, во время оттепелей температура воздуха достаточно высокая. При наличии утеплителя мотор охлаждается недостаточно, что заставляет вентилятор работать более интенсивно. Для устранения причины просто снимите утепление с радиатора.Подробней про это читайте в статье » Как утеплить радиатор автомобиля на зиму». Заключение . Система охлаждения машины всегда должна находиться в исправном состоянии. Поэтому, водителю необходимо внимательно следить за состоянием этой системы. Особенно важно правильно отыскать причину, почему постоянно работает или часто включается вентилятор охлаждения. Это конечно не фатальная проблема, но пренебрежение этим сигналом может привести к серьезным неисправностям двигателя.

Причины активации вентилятора в автомобиле

Вентилятор в автомобиле – это важное устройство, которое помогает охлаждать двигатель и предотвращать его перегрев. Когда вентилятор включается, многие водители начинают беспокоиться, поскольку они не знают, почему это происходит и есть ли причина для беспокойства. В этой статье мы рассмотрим основные причины, по которым вентилятор может включаться, а также предоставим решения для каждой из них.

Одной из основных причин, по которым вентилятор может включаться, является повышенная температура двигателя. Когда двигатель нагревается выше допустимой нормы, система охлаждения автоматически активирует вентилятор, чтобы увеличить поток воздуха и охладить двигатель. Это может произойти, например, при длительной работе двигателя на холостом ходу или при движении в условиях высокой температуры.

Еще одной причиной, по которой вентилятор может автоматически включаться, является повреждение системы охлаждения. Например, если термостат не работает должным образом и не регулирует температуру двигателя, то вентилятор может включаться слишком рано или слишком поздно, что может привести к перегреву двигателя или заморозке системы охлаждения в холодное время года.

В некоторых случаях вентилятор может включаться из-за неисправности в системе зажигания. Если, например, датчик температуры двигателя неисправен, он может отправлять неправильные сигналы вентилятору, вызывая его работу в неправильное время. Здесь важно проверить и заменить неисправные датчики, чтобы избежать дальнейших проблем с охлаждением двигателя.

Почему включается вентилятор в машине

Вентилятор в автомобиле играет важную роль в поддержании оптимальной температуры двигателя. Он включается во время работы двигателя и помогает охлаждать радиатор, предотвращая перегрев.

Основные причины включения вентилятора в машине:

  1. Высокая температура двигателя: когда двигатель работает, он вырабатывает большое количество тепла. Если температура поднимается выше нормы из-за длительной работы или неисправности системы охлаждения, вентилятор включается для снижения температуры и предотвращения возможных повреждений двигателя.
  2. Низкий уровень охлаждающей жидкости: если в системе охлаждения недостаточно охлаждающей жидкости, эффективность охлаждения двигателя снижается. Вентилятор включается, чтобы компенсировать этот недостаток и уменьшить риск перегрева двигателя.
  3. Неисправности в системе охлаждения: проблемы с термостатом, насосом охлаждения или радиатором могут вызвать неправильное функционирование системы охлаждения и повышенную температуру двигателя. Вентилятор может включаться чаще или на длительное время, чтобы справиться с этими проблемами.
  4. Высокая внешняя температура: если окружающая среда очень жаркая, двигатель может нагреться быстрее, и вентилятор будет работать чаще для поддержания температуры в пределах нормы.

В случае, если вентилятор в машине работает слишком часто или на протяжении продолжительного времени, рекомендуется обратиться к специалисту для проведения диагностики. Неисправности в системе охлаждения могут привести к серьезным поломкам двигателя, поэтому важно своевременно устранять причину и предотвращать возможные повреждения.

Основные причины:

Существует несколько основных причин, по которым включается вентилятор в машине:

1. Перегрев двигателя. Вентилятор включается для охлаждения радиатора и двигателя, когда температура в системе превышает определенный уровень. Это может быть вызвано неисправностью термостата, недостаточным уровнем охлаждающей жидкости, засорением радиатора или проблемами с насосом.

2. Высокая нагрузка на двигателе. Если вы используете автомобиль с большой нагрузкой, например, при езде в гору или тяжелой тяге, двигатель может нагреваться более, чем обычно, что приводит к включению вентилятора для охлаждения.

3. Долгое пребывание на холостом ходу. Если вы долго находитесь на холостом ходу, например, в пробке, двигатель может начать перегреваться, и вентилятор включается для охлаждения.

4. Поврежденная или неисправная система охлаждения. Наличие утечек охлаждающей жидкости, сломанных шлангов или поврежденного радиатора может привести к перегреву двигателя и включению вентилятора.

5. Проблемы с датчиками температуры или электрической системой. Неисправности в датчиках температуры или электрической системе могут вызвать неправильное включение вентилятора или его отказ.

Повышенная температура двигателя:

Другими причинами повышенной температуры двигателя могут быть: низкий уровень охлаждающей жидкости, плохая циркуляция охлаждающей жидкости, засорение радиатора или термостата, поломка вентилятора, дефектный термостат, вышедший из строя термодатчик и другие проблемы.

Для предотвращения повышенной температуры двигателя, рекомендуется регулярно проверять уровень охлаждающей жидкости, очищать радиатор и другие элементы системы охлаждения, заменять изношенные детали своевременно, проверять работу вентилятора и термостата. В случае выявления неисправностей, необходимо обратиться к специалисту для проведения ремонта и замены необходимых элементов системы.

Нарушение системы охлаждения:

Причина нарушения системы охлаждения может быть разной. Возможно, уровень охлаждающей жидкости недостаточен или она загрязнена, что приводит к снижению эффективности охлаждения. В худшем случае, если не будет принято своевременных мер, это может привести к перегреву двигателя, что может вызвать его поломку.

Решить проблему нарушения системы охлаждения обычно довольно просто. Достаточно своевременно проверять и поддерживать уровень охлаждающей жидкости, а также следить за ее качеством. Если жидкость загрязнена, то рекомендуется ее замена. Также необходимо проверять и поддерживать работу термостата, чтобы он правильно контролировал температуру охлаждающей жидкости.

Важно: Если вы заметили признаки нарушения системы охлаждения, такие как повышенная температура двигателя или утечка охлаждающей жидкости, рекомендуется обратиться к специалисту для проведения диагностики и устранения возможных проблем. Не следует игнорировать данную проблему, так как это может привести к серьезным повреждениям и дополнительным затратам на ремонт автомобиля.

Дефект термостата:

Застрявший термостат может вызывать перегрев двигателя, поскольку охлаждающая жидкость не может достаточно охладить двигатель. В результате вентилятор загорается, чтобы помочь охлаждению двигателя. Другими словами, вентилятор включается более часто или продолжает работать даже после того, как вы выключили двигатель.

Если вы подозреваете, что термостат не функционирует должным образом, вам стоит обратиться к автомобильному механику. Он сможет диагностировать проблему и заменить термостат при необходимости. Помните, что регулярное техническое обслуживание и замена изношенных деталей – залог надежной работы вашей машины.

Неправильная работа датчика:

Стоит отметить, что при неправильной работе датчика температуры двигателя возможны различные ситуации. Например, датчик может показывать завышенную температуру, хотя двигатель на самом деле не перегрет. Это может произойти из-за обрыва проводки или выхода датчика из строя. В этом случае вентилятор будет включаться не по необходимости, а вследствие неправильной информации от датчика.

Также, датчик температуры двигателя может работать неправильно из-за некачественных или дешевых компонентов. При покупке запчастей для автомобиля важно обращать внимание на их производителя, чтобы избежать проблем с неисправными датчиками.

Для решения данной проблемы необходимо провести диагностику датчика температуры двигателя и заменить его, если он выявлен неисправным. При этом важно выбрать качественную запчасть, чтобы избежать повторного возникновения проблемы.

Решения:

Если вентилятор в машине начинает работать слишком часто или шуметь, это может быть признаком проблемы в системе охлаждения или других системах автомобиля. Вот несколько решений, которые могут помочь в устранении этой проблемы:

1. Проверить уровень охлаждающей жидкости. Недостаток жидкости может привести к перегреву двигателя и активации вентилятора.
2. Проверить состояние и целостность патрубков и шлангов системы охлаждения. Если у них имеются трещины или утечки, требуется их замена или ремонт.
3. Проверить работу термостата. Если термостат не открывается или закрывается неправильно, двигатель может перегреваться, и вентилятор будет работать чаще, чем обычно.
4. Очистить радиатор от грязи и налета. Это может помочь в улучшении работы системы охлаждения и снижении нагрузки на вентилятор.
5. Проверить работу вентилятора. Если он не функционирует должным образом или имеет повреждения, возможно, потребуется его замена.
6. Обратиться к специалисту. Если проблема не удается устранить самостоятельно, рекомендуется обратиться к профессионалу, чтобы провести диагностику и решить проблему.
7. Регулярно проводить техническое обслуживание автомобиля. Это поможет предотвратить возникновение проблем с вентилятором и системой охлаждения в целом.

Следуя этим решениям, вы сможете устранить проблему с включением вентилятора в машине и обеспечить нормальную работу системы охлаждения вашего автомобиля.

Проверка и замена жидкости охлаждения:

Для проверки уровня жидкости охлаждения необходимо дождаться, пока двигатель остынет, затем открыть крышку радиатора с предосторожностью, чтобы избежать обжигания. Уровень жидкости должен быть выше отметки «Мин», но ниже отметки «Макс». Если уровень ниже или жидкость имеет мутный, грязный вид, то она требует замены.

Замена жидкости охлаждения необходима в случае загрязнения, повышенного содержания ржавчины или превышения срока службы. Для замены следует приобрести новую жидкость охлаждения, соответствующую рекомендациям производителя автомобиля.

Процедура замены жидкости охлаждения:
1. Остудите двигатель и дождитесь, пока он будет холодным.
2. Слейте старую жидкость охлаждения из системы. Для этого отверните сливной болт на радиаторе или использовать специальный сливной шланг, если он предусмотрен.
3. Промойте систему охлаждения чистой водой, чтобы удалить остатки старой жидкости и ржавчины.
4. Заполните систему охлаждения новой жидкостью до уровня, рекомендованного производителем.
5. Проверьте уровень и состояние новой жидкости охлаждения через несколько дней после замены.

Прежде чем проводить замену жидкости охлаждения, рекомендуется ознакомиться с инструкцией по эксплуатации автомобиля и обратиться к специалистам, если у вас возникнут трудности или вопросы.

Устранение повреждений системы охлаждения:

Если вентилятор в вашей машине включается слишком часто или работает постоянно, это может быть признаком проблем с системой охлаждения. В случае обнаружения таких проблем, следует предпринять соответствующие меры устранения повреждений. Вот несколько основных причин возникновения проблем и их решения:

  1. Низкий уровень охлаждающей жидкости:
    • Проверьте уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке.
    • При необходимости добавьте охлаждающую жидкость до рекомендуемого уровня.
    • Обратите внимание на наличие утечек и устраните их.
  2. Повреждение термостата:
    • Проверьте, не застрял ли термостат в закрытом положении.
    • Если термостат поврежден, замените его.
  3. Повреждение радиатора:
    • Проверьте радиатор на наличие повреждений или засоров.
    • Промойте радиатор, чтобы удалить накопленные загрязнения.
    • При обнаружении серьезных повреждений, замените радиатор.
  4. Неисправная вентилятора:
    • Проверьте работу вентилятора и его соединения.
    • Если вентилятор не включается или работает неправильно, замените его.
  5. Слабый или поврежденный насос охлаждающей жидкости:
    • Проверьте наличие протечек или повреждений насоса охлаждающей жидкости.
    • При необходимости замените насос.

Имейте в виду, что повреждение системы охлаждения может привести к перегреву двигателя, поэтому всегда следите за работой вентилятора и поддерживайте систему охлаждения в отличном состоянии. Если устранение повреждений самостоятельно оказывается сложным, рекомендуется обратиться к опытному автомеханику для профессиональной помощи.

Проверка и замена термостата:

Проверка термостата может быть выполнена с помощью следующих шагов:

  1. Ожидайте, пока двигатель остынет и отключите подачу электричества к системе охлаждения.
  2. Осмотрите термостат на предмет видимых повреждений или коррозии.
  3. Поместите термостат в воду и нагрейте ее, чтобы проверить, открывается ли клапан термостата при высокой температуре. Он должен открыться, позволяя охлаждающей жидкости циркулировать.

Если термостат не проходит проверку или вы заметили какие-либо проблемы с ним во время осмотра, рекомендуется заменить его.

Замена термостата включает в себя следующие шаги:

  1. Ожидайте, пока двигатель остынет и отключите подачу электричества к системе охлаждения.
  2. Сливайте охлаждающую жидкость из системы.
  3. Снимите крепление термостата и аккуратно извлеките его из гнезда.
  4. Установите новый термостат, убедившись, что он правильно установлен и прокладка на месте.
  5. Закрепите крепление термостата и заполните систему новой охлаждающей жидкостью.

Не забудьте включить электричество к системе охлаждения, после чего проверьте, работает ли вентилятор правильно. При необходимости повторите процесс проверки и замены термостата. Это поможет обеспечить оптимальную работу системы охлаждения вашего автомобиля и предотвратить включение вентилятора из-за неисправности термостата.

Почему не срабатывает вентилятор охлаждения радиатора

Перегрев двигателя является одним из наиболее опасных режимов работы ДВС. Чрезмерно высокие температуры могут привести к прогоранию прокладок и поршней, деформации валов, блока цилиндров, ГБЦ и других узлов. Наряду с такими распространенными причинами, как утечка антифриза, засорение каналов, поломка помпы и заклинивание термостата, такие проблемы часто возникают из-за отказа вентилятора охлаждения.

вентилятор системы охлаждения

Для чего нужен вентилятор охлаждения

В автомобилях используются жидкостные системы охлаждения двигателей. Антифриз, который отбирает избыточное тепло от ДВС, с помощью помпы прокачивается по большому кругу через радиатор, установленный в передней части капота. Благодаря большой площади радиаторных ламелей тепловая энергия быстро рассеивается в окружающую среду. Дополнительный теплоотвод обеспечивается за счет встречного потока воздуха, проникающего под капот через решетку радиатора.

Зачастую пассивного охлаждения радиатора оказывается недостаточно – например, когда мотор работает на высоких оборотах и большой нагрузке. В таких случаях жидкость не успевает охлаждаться, и температура постепенно растет, приближаясь к красной зоне. Для решения этой проблемы в автомобилях устанавливаются специальные вентиляторы. Они обеспечивают интенсивный обдув радиаторных панелей, благодаря чему антифриз в них быстрее остывает.

Принцип работы вентилятора в системе охлаждения двигателя

система охлаждения мотора

Чтобы охлаждающий контур работал эффективно, обдув радиатора должен происходить циклически. Поэтому вентиляторы не подключаются напрямую к цепи питания и системе зажигания. В таком случае они бы работали непрерывно при заведенном двигателе. В холодную погоду это давало бы негативный эффект, поскольку мотор не прогревался до нужной температуры. Соответственно, масло в ДВС было бы более вязким, чем при нормальном температурном режиме. Кроме того, непрерывное воздушное охлаждение приводило бы к тому, что отопитель недостаточно прогревал салон машины из-за низкой температуры антифриза.

Включение и отключение вентиляторов происходит автоматически. Их питанием управляет специальное реле, на которое передаются сигналы от датчика температуры охлаждающей жидкости. Если ОЖ нагревается свыше +100 градусов, автоматика включает воздушный обдув. Затем, когда антифриз остывает на несколько градусов, вентиляторы отключаются.

Основные причины неисправностей

Поломки в системе воздушного охлаждения антифриза могут возникать по таким причинам:

  • Обрыв проводки. Если не срабатывает вентилятор охлаждения, необходимо в первую очередь осмотреть провода. Обрыв контакта может произойти из-за износа и пересыхания изоляции, случайного повреждения кабелей при ремонте смежных узлов и др. Такую поломку можно устранить двумя способами: восстановлением проводов с помощью изоленты или их полной заменой.
  • Неисправность датчика температуры. В разных моделях автомобилей могут использоваться общие или раздельные термодатчики. В первом случае датчики устанавливаются на блоках цилиндров двигателей, и с них передаются сигналы на реле управления вентиляторами. Во втором случае используются два разных термодатчика: один крепится на БЦ и передает информацию о температуре на приборную панель, а второй монтируется на радиаторе и служит только для управления системой воздушного охлаждения.
  • Срабатывание предохранителя. Но стоит учитывать важный момент: если в цепи питания вентилятора сработал предохранитель, это произошло не просто так. Это указывает на то, что в системе имеется поломка, которая приводит к превышению допустимых токов. Соответственно, новый предохранитель может перегореть так же, как и предыдущий.
  • Поломка моторчика вентилятора. Внутри электромотора присутствует ротор, подшипник, статор, щетки, медные обмотки и другие детали. Сломаться может практически любая из них. Например, из-за износа подшипника возникает люфт, что приводит к расшатыванию крыльчатки и сильным вибрациям. Выработка графитовых щеток приводит к тому, что на обмотки перестает подаваться питающий ток. Внутреннее межвитковое замыкание обмоток, в свою очередь, приводит к полному отказу моторчика.

Как выполнить самостоятельную диагностику и устранить поломки

схема подключения вентилятора системы охлаждения

Чтобы понять, почему не включается вентилятор охлаждения, следует провести диагностику и внимательно проверить состояние всех деталей, прямо или косвенно влияющих на его работу. Диагностические процедуры удобно выполнять в такой последовательности, начиная с самых простых шагов:

  1. Проверка предохранителей. Чтобы выяснить, какие предохранители отвечают за питание вентиляторов, достаточно изучить надписи на крышке блока, в котором они установлены. Если тугоплавкий элемент имеет прозрачный корпус, то оплавленную токопроводящую жилу можно сразу заметить. Если он выполнен в непрозрачном корпусе, его следует проверить с помощью мультиметра в режиме «прозвонки» или измерения сопротивления. Исправный предохранитель должен иметь нулевое сопротивление.
  2. Осмотр проводки. В первую очередь следует проверить целостность кабелей, идущих к моторчикам вентиляторов. Некоторые повреждения могут быть не видны невооруженным глазом, поэтому для диагностики может понадобиться вольтметр. Прибор покажет ненулевое напряжение только тогда, когда должно подаваться питание на вентиляторы. Это значит, что проверку нужно проводить при заведенном и прогретом моторе, когда температура антифриза близка к пороговому значению +100 градусов, при котором должны срабатывать вентиляторы. Затем необходимо осмотреть проводку от датчика температуры при заглушенном двигателе. Этот элемент должен иметь ненулевое сопротивление.
  3. Проверка разъема. Если не всегда включается вентилятор охлаждения, это может указывать на слабый контакт. Такое часто происходит, если недостаточно плотно зафиксирован разъем питания. На нем присутствует пластиковый фиксатор, который при подключении должен щелкнуть, если он правильно закреплен. Следует отсоединить его и подключить повторно.
  4. Проверка моторчиков. Чтобы продиагностировать электродвигатели вентиляторов, нужно напрямую подать напряжение от аккумулятора на их контакты. Для этого понадобятся провода соответствующей длины с небольшими зажимами-крокодилами. Проверка сопротивления не даст объективных результатов, поскольку мультиметр или омметр может показать нормальные значения даже при заклинивании мотора. Поэтому диагностику нужно выполнять только путем подачи питания на вентиляторы.
  5. Диагностика реле вентилятора. Данное устройство представляет собой небольшую деталь в пластиковом непрозрачном корпусе, которая может крепиться в блоке предохранителей, возле плюсовой клеммы АКБ, на радиаторе или в другом месте, в зависимости от модели авто. Реле имеет четыре контакта. Когда на две входные клеммы подается питание, электромагнит внутри устройства замыкает вторую пару контактов. При этом на вентилятор подается питание. Чтобы проверить реле, нужно подключить мультиметр в режиме измерения сопротивления ко второй паре клемм, а на первую (на вход) подать напряжение от АКБ. Исправное устройство должно издать щелчок, а мультиметр должен показать наличие контакта, т. е. нулевое сопротивление.

Заключение

Неисправности системы воздушного охлаждения радиатора нужно устранять без промедлений, поскольку критический перегрев мотора может привести к дорогостоящему капремонту. Если проблема возникла посреди дороги, и не запускается вентилятор охлаждения в машине, можно усилить отвод тепла с помощью включенного отопителя в салоне авто. Это позволит замедлить рост температуры и выиграть больше времени, чтобы добраться до гаража или автосервиса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *