Чем смазать подшипник вентилятора компьютера
Перейти к содержимому

Чем смазать подшипник вентилятора компьютера

  • автор:

Как смазать вентилятор компьютера или ноутбука

Повышение шума от системного блока компьютера в большинстве случаев связано с нарушением правильной работы вентиляторов. Притом, что кулеров на любом современном, и особенно игровом ПК установлено немало. Хотя бы один вентилятор ставится внутри блока питания, на графической плате, есть активная система охлаждения на процессоре, а иногда ещё и на жёстком диске, материнской плате и внутри корпуса системника. Шум начинает появляться по мере того, как заканчивается смазка на осях кулеров. Поэтому решить проблему можно, вовремя смазывая подшипник.

Подготовка к работе

Перед началом работы пользователь должен подготовить материалы и инструменты, с помощью которых будет выполняться разборка и смазывание вентилятора. Хотя, если владелец компьютера и, тем более, ноутбука не уверен в своих возможностях и не обладает достаточным опытом для обслуживания системы охлаждения, стоит обратиться к специалистам. В список основных предметов для ремонта компьютера входят:

  • Небольшие отвёртки – плоская и крестовая. С их помощью будет разбираться системный блок и извлекаться вентиляторы.
  • Пластиковые лопатки, с помощью которых поддеваются детали на защёлках. Обычно комплектующие крепятся таким способом на ноутбуках.
  • Термопаста, которая пригодится при обслуживании кулеров видеокарт и центральных процессоров. Если вентилятор прослужил достаточно долго, чтобы нужно было его смазывать, скорее всего, замены требует и термоизолирующий слой.
  • Смазка для подшипника кулера.

Смазывающим материалом для вентиляторов может быть и масло для швейной или парикмахерской машинки, и силиконовая смазка. Можно пользоваться с той же целью литолом или солидолом. А ещё неплохо справится со снижением уровня шума специальная графитовая смазка. Её можно приготовить самостоятельно, взяв синтетическое машинное масло и добавив в него порошок графита, который получается стачиванием о мелкую наждачную бумагу карандашного грифеля.

Снятие кулера

Для разборки и смазки вентилятора, установленного на процессоре, видеокарте или блоке питания требуется выполнять примерно одинаковые действия. Единственная разница заключается в способах крепления и габаритах. Работа включает такие этапы:

  1. Снятие кулера с места его установки. Иногда вентилятор крепится на защёлках, в некоторых случаях – на болтах.
  2. Отключение кулера от питания.
  3. Разборка детали. Для этого может понадобиться отклеить небольшую этикетку сбоку вентилятора.
  4. Извлечение резиновой пробки, если она установлена на кулере. Для этого следует поддеть её каким-то острым инструментом (ножом).
  5. Снятие разрезной шайбы, которая фиксирует ось крыльчатки. Для этого может понадобиться небольшая отвёртка. Шайбу следует извлечь аккуратно, чтобы она не потерялась и не сломалась.
  6. Извлечение резинового кольца и снятие крыльчатки.

CoolerRemont1

Кольца вентилятора изнашиваются едва ли не сильнее остальных элементов этой детали. Поэтому, если есть такая возможность, их рекомендуется заменить. Если кольцо осталось целым, его придётся обязательно установить обратно при сборке кулера. При повреждении колечек вентилятор, скорее всего, будет шуметь даже после смазки, и его придётся заменить полностью.

Смазывание детали

Процесс нанесения смазки не представляет особой сложности для пользователя, у которого уже получилось разобрать вентилятор. Сначала подшипники очищаются от остатков старого смазочного материала с помощью влажной салфетки. А затем на те же места наносится новая смазка. Завершающий этап такого ремонта ноутбука или компьютера – сборка кулера в обратном порядке.

CoolerRemont2

Собирая деталь, следует уделить особое внимание этикетке, которая является не только декоративным элементом. Её задача – защитить вентилятор от попадания на подшипники пыли. Поэтому, если этикетка порвалась, стоит наклеить сюда же кусочек скотча.

Как смазать вентилятор компьютера или ноутбука

Повышение шума от системного блока компьютера в большинстве случаев связано с нарушением правильной работы вентиляторов. Притом, что кулеров на любом современном, и особенно игровом ПК установлено немало. Хотя бы один вентилятор ставится внутри блока питания, на графической плате, есть активная система охлаждения на процессоре, а иногда ещё и на жёстком диске, материнской плате и внутри корпуса системника. Шум начинает появляться по мере того, как заканчивается смазка на осях кулеров. Поэтому решить проблему можно, вовремя смазывая подшипник.

Подготовка к работе

Перед началом работы пользователь должен подготовить материалы и инструменты, с помощью которых будет выполняться разборка и смазывание вентилятора. Хотя, если владелец компьютера и, тем более, ноутбука не уверен в своих возможностях и не обладает достаточным опытом для обслуживания системы охлаждения, стоит обратиться к специалистам. В список основных предметов для ремонта компьютера входят:

  • Небольшие отвёртки – плоская и крестовая. С их помощью будет разбираться системный блок и извлекаться вентиляторы.
  • Пластиковые лопатки, с помощью которых поддеваются детали на защёлках. Обычно комплектующие крепятся таким способом на ноутбуках.
  • Термопаста, которая пригодится при обслуживании кулеров видеокарт и центральных процессоров. Если вентилятор прослужил достаточно долго, чтобы нужно было его смазывать, скорее всего, замены требует и термоизолирующий слой.
  • Смазка для подшипника кулера.

Смазывающим материалом для вентиляторов может быть и масло для швейной или парикмахерской машинки, и силиконовая смазка. Можно пользоваться с той же целью литолом или солидолом. А ещё неплохо справится со снижением уровня шума специальная графитовая смазка. Её можно приготовить самостоятельно, взяв синтетическое машинное масло и добавив в него порошок графита, который получается стачиванием о мелкую наждачную бумагу карандашного грифеля.

Снятие кулера

Для разборки и смазки вентилятора, установленного на процессоре, видеокарте или блоке питания требуется выполнять примерно одинаковые действия. Единственная разница заключается в способах крепления и габаритах. Работа включает такие этапы:

  1. Снятие кулера с места его установки. Иногда вентилятор крепится на защёлках, в некоторых случаях – на болтах.
  2. Отключение кулера от питания.
  3. Разборка детали. Для этого может понадобиться отклеить небольшую этикетку сбоку вентилятора.
  4. Извлечение резиновой пробки, если она установлена на кулере. Для этого следует поддеть её каким-то острым инструментом (ножом).
  5. Снятие разрезной шайбы, которая фиксирует ось крыльчатки. Для этого может понадобиться небольшая отвёртка. Шайбу следует извлечь аккуратно, чтобы она не потерялась и не сломалась.
  6. Извлечение резинового кольца и снятие крыльчатки.

CoolerRemont1

Кольца вентилятора изнашиваются едва ли не сильнее остальных элементов этой детали. Поэтому, если есть такая возможность, их рекомендуется заменить. Если кольцо осталось целым, его придётся обязательно установить обратно при сборке кулера. При повреждении колечек вентилятор, скорее всего, будет шуметь даже после смазки, и его придётся заменить полностью.

Смазывание детали

Процесс нанесения смазки не представляет особой сложности для пользователя, у которого уже получилось разобрать вентилятор. Сначала подшипники очищаются от остатков старого смазочного материала с помощью влажной салфетки. А затем на те же места наносится новая смазка. Завершающий этап такого ремонта ноутбука или компьютера – сборка кулера в обратном порядке.

CoolerRemont2

Собирая деталь, следует уделить особое внимание этикетке, которая является не только декоративным элементом. Её задача – защитить вентилятор от попадания на подшипники пыли. Поэтому, если этикетка порвалась, стоит наклеить сюда же кусочек скотча.

Как и чем смазать вентилятор

Грешат таким делом, как установка проприетарных (уникальных) кулеров, многие производители железа. Особенно видеокарт. Элемент устаревания, ага. Карте пахать и пахать, а вентилятор уже того. Подшипник скольжения разбирается и смазывается легко. А вот подшипник качения, который обычно ставят в такие места, обслуживанию «не подлежит». Нарочно хитро сконструированный производителем вентилятор – аналогов не имеет, и найти замену целиком очень непросто.

К счастью, подшипники качения, (они же «промышленные», «стандартные» и тп) являются расходным материалом и обычно предусматривают замену в процессе эксплуатации узла. Просто смазать его не получится, так как там обычно стоит сальник или крышка. Если повезет, можно заказать новый у подшипниковых торговцев и не заморачиваться. Но многим таким конторам не интересен клиент на один малюсенький подшипничек. Итак, пробуем восстановить его самостоятельно.

Первым делом, разбираем кулер по максимуму. Подшипник, как правило, установлен в саму крыльчатку вентилятора. Его необходимо оттуда извлечь, в противном случае крыльчатку придется чистить и «варить» целиком с подшипником – это чревато ее повреждением.

Как извлечь подшипник? Стандартный подшипник на(в)прессовывается в(на) узел. Соответственно, и снимается аналогично. У слесарей, в арсенале инструментов, имеются специальные выжимки для этого дела. Однако из-за малого размера и особенностей конструкции кулера, подобрать инструмент может быть нелегко. Придется импровизировать. Например, если с обратной стороны крыльчатки имеется отверстие – можно выдавить через него подшипник с помощью биты для шуруповерта или чего-либо подобного. Крайне желательно при этом стараться давить на внешнюю часть подшипника, а не внутреннее вращающееся кольцо – иначе есть риск его сломать.

Итак, подшипник извлечен. Теперь нужно его промыть от старой смазки и накопившихся загрязнений. Используем растворитель типа бензина (галоша). Он наименее агрессивен к пластиковым деталям, которые могут быть внутри подшипника, а также быстро улетучивается из его внутреностей. Помним о необходимой вентиляции. Просто кладем подшипник в растворитель и крутим его там некоторое время. Внимательно смотрим, что из него вылазит. Если куски пластика/металла, то дела плохи – это поврежден сальник или обойма самих шариков. Без сальника, будет всего лишь разлетаться смазка и залезать пыль, поломка обоймы же означает разрушение подшипника. Вылезли грязь и «песок» – продолжаем дальше.

Сушим подшипник. После крутим его и слушаем звук. Если есть сильно выраженный стук или хруст, то скорее всего сильно изношены дорожки и/или шарики – восстановить полностью подшипник может и не получиться. Будет все равно стучать или свистеть. Тем не менее, раз уж зашли так далеко – продолжаем. Попытка – не пытка.

Выбираем смазку. Она должна быть консистентной, т.е. вязкой. Например Солидол, Циатим. Литол брать не стоит – в нем щелочь, которая может разъесть пластик и цветные металлы. В автохимии имеется еще Графитная (солидол+графит) и ШРУС (графитная + соли молибдена). На ШРУСЕ остановлюсь подробнее. Молибден в нем предназначен для восстановления вытертых дорожек – так что есть шанс привести стучащий подшипник к нормальному виду.

Плавим смазку. Берем небольшую емкость, например алюминиевое донышко от «Ягодного лукошка». Это выпечка такая. Кладем туда смазку и нагреваем. Греть может понадобиться до ~150°С. Можно для этого модифицировать конфорку газовой плиты или взять туристсткую плитку. ВНИМАНИЕ: ПОЖАРООПАСНО – пары масла могут вспыхнуть; НЕОБХОДИМА ВЕНТИЛЯЦИЯ – пары масла дымят, и еще как. Следите, чтобы не происходило кипения.

Многие современные смазки состоят из нескольких компонентов, имеющих разную температуру кипения. Поэтому возможна ситуация, когда часть уже закипает, а часть – все еще густая. В этом случае пытайтесь все время размешивать содержимое. Если не помогает – используйте другую смазку.

Кладем туда наш подшипник. «Варим» минут пять. Желательно при этом прокручивать подшипник. После вынимаем и кладем его на салфетку.

Когда подшипник остыл – вытираем его насухо и проворачиваем. Вдавливаем подшипник обратно. Собираем и устанавливаем кулер. Запускаем «железо».

После запуска кулер может начать издавать странные звуки. Наша новая смазка вряд ли в точности соответствует задуманному производителем. Да и количество ее, скорее всего в начале избыточно. ШРУС восстановит дорожки также не сразу.

В моем примере выше, застучавший и восстановленный ШРУСом подшипник работает уже почти год. Тьфу-тьфу-тьфу! )))

© Тимур Гедеванишвили aka Temuri

Решил почистить ещё два вентилятора для корпуса. Очень помогла выше приведенная инструкция, за что спасибо её автору. Именно шуруповёртом я и отделял конструкцию с подшипником от конструкции с лопастями. Так уж назову это дело, так как соответствующей терминологией не владею.
Кстати, IE11 почему-то не знает слово шуруповёрт и предлагает к восприятию какую-то ерунду, которой я его уж точно не учил:

Далее к вентиляторам.
Два пыльных вентилятора 120х120 мм от компании YATE LOON Electronics:

В разобранном виде выглядят следующим образом:

И такой вопрос возник у меня, кроме вопроса чем смазывать подшипник. Я для себя решил, что буду использовать масло трансмиссионное. А вот чем обрабатывать медную намотку?

Смазка неразборного вентилятора

Неразборные вентиляторы чаще всего можно встретить внутри системного блока компьютера или корпуса ноутбука. Они крепятся на видеокартах и кулерах, на которые наносят термопасту. Неразборным он потому и называется, что статор и первичные обмотки наглухо запечатаны в пластиковом кожухе, который привинчивается к радиатору охлаждения. Несмазанные и забитые пылью моторчики начинают сильно шуметь и раздражать владельца компьютера.

Для смазки неразборного моторчика нужно получить доступ к подшипнику. В некоторых моделях он закрыт наклейкой, а в других намертво запаян пластмассой.

Как смазать неразборный вентилятор с наклейкой

  1. Набрать в шприц с тонкой иглой немного машинного масла.
  2. Аккуратно отклеить наклейку, которая закрывает подшипник.
  3. Закапать 5-6 капель масла в открывшийся подшипник. Если подшипник защищён резиновым сальником, то его снимать необязательно – можно проколоть его иголкой и впрыснуть масло.

Как смазать неразборный вентилятор, запаянный пластмассой

  • Взять небольшое сверло с центрирующим наконечником (2-3 мм)
  • Аккуратно проделать отверстие со стороны подшипника, электроинструмент лучше не использовать и сверлить вручную.
  • Шприцем залить несколько капель масла.
  • Заменить наклейку или замазать холодной сваркой.

Как и чем смазывать вентиляторы различных типов - пошаговая инструкция

Смазка подшипника неразборного двигателя

При сверлении мелкая пластмассовая стружка может попасть в подшипник. Если будет ощущаться, что вал немного заедает, то придётся промыть подшипник WD-40 и только потом уже закапать внутрь смазку.

Смазываем вентилятор

Если вентилятор остановился или обороты значительно упали, то его необходимо смазать. Это будет намного экономичнее, чем покупка нового вентилятора и займёт несколько минут.

Для смазки вентилятора необходимо подготовить ватную палочку, смоченную спиртом, две иголки и масло. В качестве смазки можно использовать как машинное масло, так и густые смазки типа ЛИТОЛ-а или ЦИАТИМ-а. Вентилятор можно смазать и специальной силиконовой смазкой, которая используется для смазки трущихся частей принтеров, приводов и других устройств.

Первым делом вентилятор необходимо снять с кулера или корпуса. В качестве примера я снял вентилятор с видеокарты. Он показан на рисунке 1.

После того, как вентилятор снят, нужно удалить блестящую самоклеющуюся этикетку. Вентилятор со снятой этикеткой показан на рисунке 2.

Вентилятор со снятой этикеткой

В центре вентилятора видна ось крыльчатки, которая зафиксирована пластиковой белой шайбой. Крупнее этот участок показан на рисунке 3.

На белой пластиковой шайбе, фиксирующей ось, виден разрез. В этот разрез нужно вставить иголку, раздвинув две части шайбы. Затем второй иголкой нужно аккуратно приподнимать шайбу, начиная от места разреза. Будьте внимательны, шайба достаточно упруга и может соскочить с оси и потеряться. Вентилятор со снятой шайбой показан на рисунке 4.

Теперь необходимо вынуть крыльчатку.

Если на оси крыльчатки есть какие-то еще шайбы (как на рисунке 5), то их тоже необходимо снять.

Затем ватной палочкой, смоченной в спирте, нужно очистить ось крыльчатки и втулку в корпусе вентилятора. Необходимо удалить всю старую смазку. Для очистки внутренней поверхности втулки можно использовать зубочистку или спичку.

После того, как все очищено спиртом, на нижнюю часть оси нужно нанести смазку или капнуть масла, а затем установить на место шайбы, если они там были. После этого крыльчатку можно поставить на место и вернуть на место фиксирующую шайбу. После того, как вентилятор собран, прямо на фиксирующую шайбу можно капнуть масла или положить густую смазку.

Если немного масла попадет на корпус вентилятора, то его надо удалить при помощи ватной палочки или тряпки. Остается приклеить на место этикетку.

Смазывание не разборного кулера ноутбука без разбора

В один из дней кулер моего ноутбука стал неприятно шуметь, явно указывая на то, что ему что-то мешает. Температуры в нагрузке, кстати, стали выше. Даже прослушивание онлайн-радио заводило «трещотку» почти на полную катушку. Промедление стало бы губительным для моего ПК.

кулер ноутбука

Разобрал, вытряхнул мусор, счистил всю пыль с радиатора. Ничего лопастям не мешало. Для подтверждения подозрений прокрутил лопасти кулера — да, бьет внутри. Попытка поднять крыльчатку не увенчалась успехом, так как её что-то держит. В надежде, что у основания кожуха вентилятора находится ось со стопорным кольцом, снял наклейку. Разочарованию не было предела — впрессована металлическая заглушка.

неразборный кулер

Выхода было два:

  • высверлить заглушку
  • выплавить отверстия в пластиковой верхушке, где находятся лопасти

технические отверстия для обслуживания неразборного кулера

Приглядевшись к этой самой верхушке стало понятно, что на ней, также, находится наклейка. Подковырнув её моему взору предстали три отверстия, вполне вероятно, для смазывания. Набрал машинное масло в аптечный шприц закачал его туда.

Выждал пару минут, заново прокрутил кулер — стук пропал.

Всегда для таких манипуляций использую машинное масло от швейных машин. Лучше, если оно будет от промышленных агрегатов — оно выдерживает огромный ресурс и нагрузки.

На этом все. Всем Спасибо за внимание!

Внимание. Сервис комментариев предоставлен площадкой VK (Вконтакте), поэтому администрация сайта не несет отвестсвенности за сохранение персональных данных, сообщений и прочих действиях пользователей при работе в данном блоке.
Если вы не согласны, то не оставляйте сообщения/свои данные на сайте Fixclan.ru и покиньте его немедленно.

Все содержащиеся на настоящем Сайте сведения носят исключительно информационный характер. Не является ни научным, ни просветительским, ни научно-просветительским ресурсом.Администрация сайта не несет ответственности за неблагоприятные последствия, а также за любые убытки, вред , причиненные вследствие ограничения доступа, либо вследствие посещения Сайта и использования размещенной на Сайте информации, включая, но не ограничиваясь, любыми убытками, нанесшими ущерб Вашему компьютерному или иному оборудованию.

Этот сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс.Метрика, предоставляемый компанией ООО «ЯНДЕКС», так же LiveInternet и прочие (далее — Партнеры).

Все сервисы использует технологию “cookie” — небольшие текстовые файлы, размещаемые на компьютере пользователей с целью анализа их пользовательской активности.

Собранная при помощи cookie информация не может идентифицировать вас, однако может помочь нам улучшить работу нашего сайта. Информация об использовании вами данного сайта, собранная при помощи cookie, будет передаваться партнерам и храниться на их сервере в ЕС и Российской Федерации. Партнеры будут обрабатывать эту информацию для оценки использования вами сайта, составления для нас отчетов о деятельности нашего сайта, и предоставления других услуг. Партнеры обрабатывают эту информацию в порядке, установленном в условиях их использования.

Вы можете отказаться от использования cookies, покинув наш сайт. Используя этот сайт, вы соглашаетесь на обработку данных о вас Партнерами в порядке и целях, указанных выше.

Типы подшипников компьютерных вентиляторов

В компьютерных вентиляторах, как правило, встречаются подшипники двух типов – скольжения и качения. Первые могут быть изготовлены из антифрикционного сплава или композиционного материала с эффектом самосмазывания за счет содержания антифрикционных наполнителей. Вторые представляют собой узлы трения с элементами качения в виде шариков. Подшипники качения могут быть закрытого типа, не допускающего повторного смазывания, или открытого.

В зависимости от типа подшипника вентилятора для их смазывания должны применяться различные смазочные материалы.

Как смазать кулер (вентилятор) блока питания компьютера

Когда из блока питания компьютера начинает доносится очень противное гудение или дребезжание — это верный признак того, что не за горами замена кулера (вентилятора) в блоке питания. Но, бывает, что заменить его «сию секунду» нет возможности. А оставить как есть нельзя по двум причинам. Первая — противный звук из системного блока (точнее, блока питания). Вторая — вентилятор может в какой-то момент времени просто заклинить, и блок питания сгорит от перегрева. А это черевато заменой половины «начинки» системного блока, которая влетит в копеечку!

Для этой процедуры нам понадобится довольно нехитрый набор инструментов:

  • термоустойчивая силиконовая смазка или, на худой конец, машинное масло;
  • отвёртка (крестовая);
  • скальпель или канцелярский нож;
  • широкий скотч;
  • несколько зубочисток или спичек;

Вот такого вот набора инструментов вполне хватит для того, чтобы смазать вентилятор в блоке питания компьютера.

В процедуре вынимания БП из компьютерного корпуса нет ничего сложного. Скрутить болты, которые держат левую боковую крышку, сдвинуть её назад и снять. После этого отсоединить все провода идущие от БП к платам и дискам (обязательно запомните что и куда. ). После этого снаружи компьютера на задней стенке открутите 4 болта, которыми прикручен сам блок питания.

И вот блок питания на столе. Есть два наиболее популярных вида (по расположению кулеров) блоков питания. С вентиляторами диаметром 80мм (он расположен на задней стенке блока питания, которая смотрит наружу) и диаметром 120мм (установлен на крышке БП, которая обращена вниз и внутрь системного блока).

В обоих случаях первым действием будет открывание крышки БП. Для этого нужно открутить четыре болта на верхней грани (на рисунке). После этого просто потяните крышку вверх.

Открываем компьютерный блок питания

Открываем компьютерный блок питания

После снятия кожуха можно открутить сам вентилятор.

Если у Вас большой, 120мм вентилятор, то на той же крышке, которую Вы снимали только что, открутите четыре самореза, на которых держится вентилятор.

Ксли у Вас кулер диаметром 80мм — открутите те же 4 самореза, но на задней стенке блока питания.

Откручиваем сам кулер от корпуса БП

Откручиваем сам кулер от корпуса БП

После этого аккуратно поддев ножом отлепите наклейку с задней стороны вентилятора. Потом тем же ножом подковырните и вытащите резиновую пробку, которая закрывает подшипник, и капните туда масла. Его должно быть очень мало — лишь бы только смочилась поверхность подшипника (втулки, в которой вращается ось вентилятора). Если не получается аккуратно отмерить масло — не беда! Возьмите зубочистку, и заточите ножом кончик в виде узкой лопатки. Потом обмокните эту лопатку в масло и аккуратно смажьте ею подшипник.

Читайте так же: Процесс Explorer.exe не запускается автоматически: причины сбоя и их решение в Windows 7

При этом старайтесь не испачкать сам кулер (то место, откуда Вы отклеили круглую этикетку).

После смазки вставьте обратно резиновую пробку и заклейте вместо этикетки кусочком скотча.

Сборку проводить в обратном порядке.

Кстати, если смазывать кулер силиконовой смазкой — он проживёт от трёх недель до 3 месяцев (в зависимости от состояния на момент смазки), а если машинным маслом, то от недели дл месяца.

Как разобрать, почистить и смазать вентилятор компьютера?

Повышенный шум и перегрев системного блока – симптомы неисправности вентиляторов охлаждения. Внутри ПК они есть на радиаторах процессора, видеокарты, внутри БП и на стенках корпуса компьютера.

Нагрев и шум возникает из-за износа подшипников. Смазка, образующая специальную маслянистую плёнку, загрязняется или испаряется, трение между шариками увеличивается. В этой статье я расскажу, чем смазать кулер компьютера и как его разобрать.

Как выбрать смазку для кулера?

Для кулеров необходимо использовать инертную кремний-органику, то есть силиконовую смазку или смесь силикон + тефлон.

Самый оптимальный вариант – использовать силиконовую смазку от проверенного производителя. Она служит около 4-5 лет, а потом высыхает.

Molykote DC4

Силиконовая смазка Molykote DC4

Если такой смазки в наличии нет, подойдёт Литол-24. Это тугоплавкая смазка, которая не боится нагрева.

Как разобрать, почистить и смазать вентилятор компьютера?

Третий вариант – солидол. Принцип действий, тот же.

Синтетическое или полусинтетическое машинное масло при любой температуре создаёт поверхностную плёнку. В результате и шума меньше и износа почти нет. Обычно у автомобилистов в гараже есть остатки в канистрах. Но использовать её лучше всего вместе с Литолом-24.

Как разобрать, почистить и смазать вентилятор компьютера?

WD-40, хорошо подойдёт для смазывания неразборных кулеров. Трубочку, присоединённую к баллончику удобно вводить в зазор между корпусом и крыльчаткой. Придерживайтесь следующих правил:

  1. Вводите трубочку как можно глубже, чтобы смазка (хотя бы частично) проникла в подшипники, а не распылилась бы вся в зазоре.
  2. При вводе через зазор между крыльчаткой и корпусом не прикладывайте больших усилий, чтобы не повредить детали.
  3. Если после указанной процедуры проблемы останутся (шум, «клин»), повторите процесс.

Чем смазывать нельзя?

Не применяйте масло животного или растительного происхождения: оливковое, подсолнечное, конопляное и др. Оно застывает и накапливает грязь, что приводит к поломке вентилятора.

Нежелательно также использовать графитовую смазку. Это абразив, частички которого будут вызывать трение при работе и приведут к стиранию бронзовую обойму подшипника скольжения и выходу из строя вентилятора. Также графит может проводить электричество и произойдёт короткое замыкание.

Как разобрать, почистить и смазать вентилятор компьютера?

Не используйте растительные масла и графитовую смазку

Виды подшипников

Прежде чем приступать к разборке и смазке, желательно знать тип подшипника, который используется в вашем кулере. Это влияет на выбор масла и способ смазывания.

Читайте также: Как правильно удалять и наносить термопасту на процессор и видеокарту?

В вентиляторах бытовой и компьютерной техники используются подшипники:

  1. Скольжения (sleeve bearing) — наиболее распространенный и самый простой вид, который состоит из втулки с вращающимся валом. Втулка покрыта антифрикционным материалом. Для их смазки годится WD-40.
  2. Скольжения с винтовой нарезкой (rifle bearing, Z-Axis bearing) — имеет специфические нарезки на втулке оси, которые осуществляют рециркуляцию смазки.
  3. Гидродинамические (FDB bearing) — модернизированный подшипник скольжения, где вращение вала осуществляется в слое жидкого вещества, которая удерживается внутри втулки за счёт создающейся при работе разницы в давлении
  4. Качения (ball bearing, ceramic bearing) состоит из двух колец (шариков), тел качения и сепаратора. В качестве материала, может использоваться керамика. Для подшипников качения применяется консистентная смазка (силиконовая).
  5. Масляного давления (SSO) — улучшенный гидродинамический подшипник. Отличительной особенностью является большое количество жидкости (смазки) Для уменьшения износа вал центрируется установленным в основание постоянным магнитом
  6. Самосмазывающийся подшипник скольжения (LDP) — улучшенный подшипник скольжения. Есть защита от пыли, соответствующая IP6X, и специальный слот для восстановленного масла, которые увеличивают срок службы вентилятора.
  7. Подшипник с полиоксиметиленом (POM Bearing) — модернизированный подшипник скольжения. Для увеличения срока эксплуатации, вал покрыт полиоксиметиленом, обладающим небольшим коэффициентом трения скольжения.

В статье будет рассмотрена смазка кулеров с подшипниками первого и четвёртого типа: скольжения и качения.

Как снять вентилятор?

При снятии процессорного кулера соблюдайте аккуратность, чтобы не повредить чип и окружающие элементы. Вентиляторы крепятся двумя способами: при помощи замков либо на болтах. Также существуют несъёмные.

Если кулер закреплён к радиатору защёлками, просто отогните из и вытащите из замков. Затем отсоедините питание от материнской платы. С болтами аналогично – открутите их отвёрткой и снимите вентилятор.

Читайте также: Как узнать температуру процессора, видеокарты и жёсткого диска?

При несъёмной конструкции можно провести только поверхностную очистку.

Чтобы снять вентилятор с блока питания, открутите БП от корпуса, отсоедините все провода. Затем открутите крышку и извлеките кулер. Запомните, как стоит вентилятор, чтобы по окончании процедуры поставить его в исходное положение. В некоторых БП провод питания невозможно отсоединить, потому что он припаян к плате — в этом случае придётся работать в стеснённых условиях.

Как разобрать, почистить и смазать вентилятор компьютера?

На блоке питания бывают вентиляторы размером 120 и 80 мм, шумят обычно маленькие

Для того, чтобы снять кулер с видеокарты, извлеките её из слота материнской платы. Затем тонкой отвёрткой открутите болты системы охлаждения. В зависимости от модели видеокарты, кулер может быть встроен в радиатор или крепиться на отдельные болты. Вам нужен только сам вентилятор.

Как разобрать, почистить и смазать вентилятор компьютера?

Пошаговый алгоритм отсоединения кулера видеокарты

Как разобрать кулер?

Проделав эти не сложные действия, приступайте непосредственно к разборке самого вентилятора:

  1. Со стороны, где находятся провода отклейте этикетку.
  2. Острым предметом подденьте резиновую пробку и снимите её.
  3. Снимите стопорное кольцо, с прорезью на одной из сторон. Для этого кончик ножа или тонкой отвёртки, вставьте в прорезь и поверните на 90° чтобы оно раздвинулось и приподнимите кольцо.
  4. Уберите уплотнительное резиновое кольцо, обрамляющее стержень.
  5. Отсоедините крыльчатку от рамки вентилятора.
  6. Дальше можно чистить и смазывать.

Как разобрать, почистить и смазать вентилятор компьютера?

Снимаем наклейку и вытаскиваем стопорное кольцо

Как разобрать, почистить и смазать вентилятор компьютера?

Следом за стопорным кольцом вытаскиваем уплотнительное резиновое и разъединяем части кулера

Как смазать кулер?

Для начала удалите грязь и старую смазку салфеткой или ватными палочками. Предварительно смочите их в спирте или любом растворителе. Тонким слоем нанесите новую смазку на трущиеся части подшипника.

Как разобрать, почистить и смазать вентилятор компьютера?

Сверху — удаление грязи, снизу — смазка

Как разобрать, почистить и смазать вентилятор компьютера?

Подшипник качения на корпусе обозначается словом BALL. Такой подшипник можно разобрать тонкой иглой. На нём также есть стопорное кольцо, которое фиксирует крышку, закрывающую шарики. Открыв эту крышку осматриваем состояние смазки и при необходимости добавляем её.

Без разборки

Чтобы смазать кулер без разборки, снимите его с компьютера, отклейте верхнюю наклейку и вытащите защитную накладку. Потом аккуратно оттяните вверх лопасти и в образовавшийся зазор капните из пипетки или шприца пару капель масла. Затем повращайте руками лопасти, чтобы смазка разошлась, и повторите операцию.

Читайте также: Как правильно соединить телевизионный кабель между собой: сплиттер, f-разъёмы, скрутка и припаивание

Смазка своими руками

Возьмите Литол-24 на кончик чего-то тонкого, ножа или отвёртки. Вдавите его в смазочное отверстие, сверху добавьте 2-3 капли масла для швейных машин, и заполните отверстие тем же Литолом-24. Швейное масло придаёт текучесть и образует масляную плёнку. Такой состав выдержит около 3-4 лет работы, по 12-15 часов в день и не уступит силиконовой смазке. При повторной смазке, после использования Литола, придётся удалить его затвердевшие остатки, разобрав кулер более основательно со снятием оси.

Для тех, кто лучше воспринимает видео, есть подробный обучающий ролик техно-кота:

Советы

  1. Перед разборкой и смазкой кулера, продуйте его и почистите от пыли.
  2. Запоминайте последовательность шагов, чтобы не было проблем при сборке. Фотографируйте каждый этап. Оставляйте пометки маркером.
  3. Выбирая смазку, учитывайте её тугоплавкость и способность создавать масляную плёнку. Сравните характеристики нескольких смазок и выберите лучшую. Почитайте свежие отзывы на профильных форумах. Производитель может менять характеристики обновляя ассортимент.
  4. Регулярно очищайте и смазывайте вентилятор, иначе он выйдет из строя и потребует замены.

Если вы дочитали статью до конца и у вас остались сомнения по поводу необходимости этой процедуры, возможно они обоснованы. Мытья и переборки достойны только хорошие дорогие кулера. Иногда лучше купить новый вентилятор, если он стоит дешевле, чем ваше время.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *